Линки доступности

Что связывает Марлона Брандо, Чарли Чаплина и Владимира Высоцкого

«3 апреля 1924 года родился Марлон Брандо – американский актер, дважды лауреат премии «Оскар», на которую он номинировался в общей сложности восемь раз» (Википедия)

Разумеется, просмотрев несколько страниц свободной сетевой энциклопедии, читатель может узнать или освежить в памяти некоторые основные факты биографии актера, ознакомиться с фильмографией, увидеть полный список наград и номинаций.

Но, в этом материале речь чуть-чуть об ином.

Марлона Брандо (кстати, он был ярым сторонником системы Станиславского) критики называют одним из мощнейших актеров двадцатого столетия, заключившим в себя целую эпоху кино. Да – по жизни – бунтарь, да – скандалист, неадекватен и неполиткорректен – да, да, – это все о нем, Марлоне Брандо. Но, например, актер Роберт Дювалл, который снимался с Брандо в фильмах «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня», считал его «настоящим мужчиной и настоящим артистом»: «Брандо был крупнее Лоренса Оливье, крупнее всех. Он был уникальной личностью и относился к жизни со здоровой непочтительностью».

К концу ХХ столетия о Марлоне Брандо будут написаны сотни книг, монографий, статей. Но еще в 1947 году, когда Брандо – начинающий актер ¬– сыграл одну из первых своих ролей на Бродвее в постановке по пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание», критик Стэнли Кауфман напишет восторженный отзыв в New Republic: «Этот человек вынес на сцену ярость и сексуальность».

В 50-х Брандо – уже кумир молодежи. Эпизод в фильме «Дикарь» (1954) – роль затянутого в кожу байкера – делает Брандо в глазах публики героем-бунтарем.

Марлон Брандо был сложным, неудобным, непредсказуемым человеком. И в жизни, и в творчестве он – нонконформист. Сейчас бы о нем сказали – «безбашенный».

Брандо активно занимался политикой. В 50-е годы симпатизировал и помогал только что образованному государству Израиль, в 60- е поддерживал в Штатах радикалов из «Черных пантер», потом боролся за права индейцев… И как боролся! В 1973 даже отказался от своего второго «Оскара» в знак протеста против несправедливого отношения властей к коренному населению Америки. Тогда это был скандал!

Понятие- «политкорректность» еще только-только «прописывалось» в общественной жизни… И уж кто-кто, но Брандо был абсолютно, вызывающе неполиткорректен.

В жизни актер был равнодушен к ярким голливудским красоткам, его влекли экзотические мулатки, нередко, совсем простушки: «В них нет этой чертовой голливудской фальши. Они настоящие», – говорил Брандо...

А чего стоят его замечания в адрес продюсеров: «Они никогда в жизни не сделают честной картины». Он повторял это чуть ли не в каждом интервью. И продюсеры платили ему той же монетой – сторонились и недолюбливали.

К концу жизни в Голливуде за Брандо закрепился еще и ярлык антисемита.

Творческая жизнь актера, как и личная (много жен, 11 детей) – была чередой невообразимых взлетов и падений. Казалось, к концу 60-х звезда Брандо закатилась, но в 1972 на экраны выходит гангстерская сага Френсиса Форда Копполы «Крестный отец». Брандо в этой картине создал самый знаменитый образ мафиозо – дона Вито Корлеоне – и был удостоен своего второго «Оскара». А ведь до «Крестного отца», в 1972 была еще эротическая драма Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (номинация на «Оскар» за главную мужскую роль), а позже, в 1979, Брандо сыграл роль полковника Курца в знаменитом фильме Копполы «Апокалипсис сегодня».

Последние годы жизни великого актера были печальны. Он потратил миллионы долларов на суды, адвокатов, отбивался от бывших жен, спасал собственных нерадивых детей, сам был дитя страсти и порока… И вот, он – старик–банкрот

Брандо, страдающий от избыточного веса и старческого слабоумия…

Но, все-таки, мир запомнил его, как одного из величайших актеров всех времен, запомнил его грубых, напористых героев, с их бьющей через край энергией.

Да и сам он был бесхитростным, грубоватым «дикарем», но не поддельным, а настоящим… Беспредельно обаятельным и безмерно талантливым.

Чем еще примечательна дата 3 апреля?

3 апреля 1972, после 20 лет отсутствия выдающийся киноактер, сценарист, композитор, режиссер Чарли Чаплин вернулся из Европы в Америку. Ненадолго.

Внимательное изучение биографии Чаплина, конечно же, откроет читателю и малоизвестные страницы его жизни. Например, многие знают Чаплина, как американского актера…. Но он, Чарльз Спенсер Чаплин – супер-звезда американского кино – не был американцем, то есть, он не был американским гражданином.

Родился Чаплин в Лондоне. В 1912 молодым актером, будучи с труппой Карно на гастролях в США, он принимает решение остаться в Америке. К середине 20-х годов Чаплин – уже знаменитый высокооплачиваемый актер – звезда Голливуда. Но он не брал американского гражданства, считая себя гражданином мира.

Чарльз Чаплин своим творчеством принимал активное участие в борьбе с нацизмом, после войны его даже подозревали в тайном финансировании американской компартии, считали левым, бунтарём, неудобным и, как опять сказали бы сегодня, «неполиткорректным».

Покинув Америку в 1952 году, думая, что ненадолго, Чаплин чуть позже получил отказ в продлении визы. Каковы были причины отказа можно только гадать, но, скорее всего, дело было в неприятии определенной частью политического истеблишмента США и творчества Чаплина, и его самого, как личности: неудобный, неполиткорректный, либерал, бунтарь, чуть ли не коммунист.

На поверку выходит: не только датой 3 апреля связаны Чаплин и Брандо.

В кино же, конечно, и Чаплин, и Брандо были актерами разных амплуа. Ничего общего. Однако, в 1967 году на главную роль в своей, как окажется последней картине-комедии «Графиня из Гонконга», Чаплин приглашает Брандо.

Исполнительница главной женской роли – Софи Лорен. По единогласному мнению критики, этот последний фильм великого режиссера нельзя отнести к большим удачам ни Чаплина, ни Брандо, ни лучезарной Софи…

Третий герой «этого дня в истории» – Владимир Высоцкий. Правда, в биографии великого барда и актера читатель вряд ли найдет какое-то экстраординарное событие, связанное с 3 апреля. Здесь дело в другом.

Всем известно, что Высоцкий сыграл колоссальную роль в формировании мировосприятия целого поколения советских людей в 70-80 годы. Даже сейчас, через 30 лет после своей смерти, его имя – одно из самых популярных и значимых имен в новой России (см. «Имя России»).

В далеком 1970 году Высоцкий ненароком заполнил анкету по вопросам артиста театра им. Вахтангова Анатолия Меншикова. Эту анкету сейчас легко найти в интернете ( смотрите материалы: «Владимир Высоцкий. Библиографический справочник / 1960-1990. Что? Где? Когда?/). В этой анкете, среди многих, есть вопрос: «Любимый фильм. Режиссер?»

Ответ Высоцкого: «Огни большого города», Чаплин».

И еще один вопрос: «Идеал мужчины?»

Ответ: «Марлон Брандо».

Вот так «день в истории», точно «магический кристалл», свел трех великих на странице нашего сайта.

Читайте также

XS
SM
MD
LG