Линки доступности

Экономический кризис и высшее образование

  • Даниил Левин

Экономический кризис, который так глубоко затронул все отрасли американской экономики, наконец добрался и до финансирования высшего образования. Американские государственные университеты львиную долю своего финансирования получают из бюджета своего штата. В течение последних нескольких лет бюджеты многих американских штатов страдают от колоссальных дефицитов и вынуждены ограничивать свои расходы, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

«До высшего образования кризис дошел по вполне понятной цепочке, – рассказывает декан кафедры цифровых технологий технологического факультета Хьюстонского университета профессор Джерри Уэйт. –Экономический кризис негативно сказался на покупательной способности простых американцев. Таким образом, суммы, поступающие в бюджет штатов из налогов на продажу, также сократились. В результате снизились дотации высшим учебным заведениям».

По заявлению губернатора Техаса Рика Перри, штат тратит на высшее образование 12,4% своего бюджета. В то же время, снижение доходов с налогообложения продаж, по сообщению министра финансов Техаса Сюзан Комбс, достигло отметки 14,2% в январе 2010 года. В феврале ректорат Хьюстонского университета объявил о том, что государственное финансирование университета будет сокращено на 5%.

«Бюджетные сокращения, в основном и прежде всего, коснутся административной реорганизации и всяческих излишеств, которых много в университете, как и в любой большой организации, – сообщил вице президент Хьюстонского университета Карл Карлучи. –Необходимо будет ввести строгий режим экономии электричества, бумаги и других материалов. Как вынужденную меру мы ввели повышение платы за обучение на $137 в семестр, или на 3,95%. Мы прикладываем все усилия, чтобы сокращение бюджета не коснулось нашего педагогического и исследовательского состава, а также количества учебных часов. Тем не менее, в крайнем случае, придется пойти на сокращение штатных единиц, если будет продолжаться политика сокращения дотаций».

Бюджетные сокращения в сфере высшего образования пока не особенно затрагивали Техас. Это объясняется достаточно стабильным состоянием экономики штата, основанной на сырьевой отрасли и индустрии высоких технологий. Высшее образование в других штатах пострадало значительно сильнее. Так, по сведениям Национального конгресса законодательных собраний штатов (National Conference of State Legislatures), Калифорния сократила дотации своим высшим учебным заведениям на 20%, Колорадо – на 10%. Дотации университетам Вирджинии могут до конца года сократиться на 15%.

«Подобного масштаба сокращения государственного финансирования высшего образования мне не приходилось наблюдать ни разу за свою почти тридцатилетнюю карьеру, – говорит профессор Уэйт. – Мне кажется, что ситуация будет только ухудшаться. Сокращение дотаций влечет к сокращению преподавательских ставок и учебных часов. В результате сокращается количество специалистов, которых мы выпускаем на рынок, где квалифицированных кадров требуется все больше и больше. Производство и сфера услуг будут страдать от нехватки рабочей силы, и это отрицательным образом скажется на росте экономики, что в свою очередь приведет к дальнейшим сокращениям госбюджета. Как видите, получается заколдованный круг».

«Необходимо провести кардинальную реорганизацию высшего образования перед лицом бюджетных сокращений, – считает Кэрол Твигг, основатель Центра учебных реформ (National Center for Academic Transformation). – Сокращение курсов, предметов, учебных часов и увеличение числа слушателей в аудитории являются лишь косметическими мерами, кардинально не решающими проблему. Кроме того, они приведут лишь к ухудшению качества преподавания и снижению уровня подготовки новых кадров, поступающих из ВУЗов на рынок труда. Необходимо внедрять новые модели преподавания, делая акцент не на традиционные лекции, а на самостоятельные занятия и интерактивные пособия. Такой подход повышает эффективность обучения, одновременно снижая затраты на преподавание».

Для исследователей и преподавателей высшей американской школы настали дни испытаний. Для того, чтобы сохранить высокое качество обучения студентов, американским ВУЗам придется выработать действенную стратегию на долгосрочную перспективу.

XS
SM
MD
LG