Линки доступности

«Совет Богов» – о чем договорились…


«Совет Богов» – о чем договорились…

«Совет Богов» – о чем договорились…

Падение Берлинской стены, последующее объединение Германии, окончание «холодной войны» – все это произошло более двадцати лет назад. Однако смысл и сущность тогдашних событий, равно как и социальных процессов, сделавших их возможными, по-прежнему интересуют и европейцев, и американцев. Не обходится дело и без проекций дней минувших на современность.

Недавно в вашингтонском Центре имени Вудро Вильсона началась серия семинаров-просмотров, посвященная истории немецкого кино. Специалистам представлены фильмы кинематографистов ГДР (картины производства киностудии ДЕФА) – иными словами, фильмы снятые до объединения Германии.

В списке режиссеров – Курт Метцих, Конрад Вольф, Янош Вейчи.

Я побывал на одном из просмотров: фильм Курта Метциха «Совет Богов».

Метцих известен не только как режиссер, но и как художественный руководитель ДЕФА. В конце сороковых один из его фильмов был включен в программу Каннского фестиваля. Другую картину (Marriage in the Shadows) посмотрело более двенадцати миллионов зрителей – популярность по тем временам огромная. Короче говоря, и неспециалисту очевидно, что кинематограф ГДР существовал не как экзотическое, узко национальное кино. Нет, это все же было кино с большой буквы, особое явление в европейском киномейстриме второй половины двадцатого века. Что же заинтересовало в этих старых фильмах современных политологов, историков, экономистов?

На семинарах, состоявшихся в Центре имени Вудро Вильсона, шла речь не только и не столько кино, сколько о том, как в киноискусстве ГДР отразились определенные политические и экономические парадигмы.

Все участники дискуссии, развернувшейся после просмотра «Совета богов», сошлись на том, что фильм, конечно же, ярко антифашистский. Политический памфлет, так сказать. Основан он на реальных событиях – истории концерна ИГ Фабендустри. Эта корпорация была одним из столпов экономики третьего рейха – более того, производителем отравляющих газов, которые использовались в нацистских лагерях смерти.

В пресс-релизе отмечено, что в фильме «Совет Богов» использованы документы Нюренбергского трибунала, в которых подтверждается участие большого бизнеса, тех же владельцев ИГ Фабендустри, по обе стороны военного противостояния». Главный герой фильма – ученый, участвовававший в разработке формулы ядовитых отравляющих газов.

«Фильм «Совет Богов» отражает определенную грань в послевоенной американо-германской истории», – подчеркнул Пауль Вернер Вагнер – независимый историк культуры из Германии.

В картине поставлены вопросы, не утратившие актуальности и сегодня. К примеру – как и почему власти предержащие ради выгод политических могут не замечать, скажем, «неудобные» факты в биографиях людей или явления и тенденции – причем не только в политике, но и в социальной жизни?

Участники дискуссии признали фильм «Совет Богов» пропагандистским. В то же время трудно не согласиться с тем, что его создатели отразили явления, способные буквально взорвать социум спустя много десятилетий после того, как все, казалось бы, быльем поросло. За примерами далеко ходить не приходится: буквально на днях в рассекреченном докладе Минюста США говорится о том, как бывшие члены НСДАП, нацистские преступники находили убежище Соединенных Штатах. Речь идет, в частности, о создателе ракеты «Сатурн-5» – бывшем нацистском ученом Артуре Рудольфе и о многих других.

Впрочем, отметил один из участников обсуждения доктор Хермут Бергфофф (глава вашингтонского Немецкого институт истории и экономики) обычно в США «не замечали» не представителей нацисткой верхушки, а деятелей, так сказать, второго ряда. Большинство среди которых составляли ученые…

Известно, правда, что засекреченных ученых, работавших в Нацисткой Германии, использовали и в СССР.

В конце восьмидесятых я был участником съемок документального полнометражного фильма «Зубр». В основе фильма – реальная история жизни выдающегося ученого Н.В. Тимофеева- Ресовского. Несколько раз мы выезжали на съемки в ГДР (кстати, проект поддерживала киностудия ДЕФА). Снимали мы в Бухе – небольшом городке недалеко от Берлина. Чем известен был этот городок? Тем, что в свое время здесь располагался Институт мозга, где проводились различные исследования – в том числе посвященные влиянию радиации на природу человека. Одним из ведущих специалистов в этой области был Тимофеев-Ресовский – ученый, не вернувшийся в Россию в конце 20-х.

Так вот, когда Красная армия вошла в Бух, Тимофеев-Ресовский был арестован. Но не расстрелян. Его пребывание в Бутырской тюрьме упоминается в солженицынском «Архипелаге ГУЛАГ». Потом Тимофеев-Ресовский долгие годы вместе с другими учеными (среди которых были и немцы) работал в секретной шарашке. Сейчас речь не о том, что «зубр» – дворянин, которому было за что недолюбливать советскую власть. Известно также, что его старший сын погиб в рядах антифашистского сопротивления.

Речь о другом: когда – по обе линии фронта – власти использовали в своих интересах ученых, те становились соучастниками преступлений. И случалось это не так уж редко.

Насколько допустимы подобные сделки? Как антифашизм становился антикапитализмом? Что происходило между Востоком и Западом в разгар «холодной войны»? Участники дискуссии были солидарны в одном: изучение истории – в том числе и истории кино – это поиск правды о прошлом. Поиск нелегкий и продолжающийся по сей день.

Новости культуры и искусства читайте здесь

XS
SM
MD
LG