Линки доступности

Многомиллионные долги, по мнению экспертов, приведут к банкротству крупнейшего украинского авиаперевозчика

Авиакомпания «АэроСвит», один из ведущих украинских авиаперевозчиков, инициировавший процедуру банкротства, продолжает отменять международные и национальные рейсы. На сайте крупнейшего украинского аэропорта «Борисполь», являющегося базовым для «АэроСвита», к вечеру 9 января появилась информация об отмене в ближайшие 24 часа рейсов в Стокгольм, Варшаву, Тель-Авив, Ташкент, Пекин, Хошемин (Сайгон) и ряд украинских городов.

Вместе с тем, по информации пресс-службы авиакомпании «АэроСвит», «авиакомпания на сегодняшний день не является банкротом» и продолжает «выполнение текущих обязательств перед контрагентами».

«29 декабря 2012 года хозяйственный суд Киевской области вынес определение о начале производства по делу о банкротстве Частного акционерного общества «Авиакомпания "Аэросвит"». Менеджмент авиакомпании продолжает функционировать в прежнем составе, все процедуры обеспечения операционной деятельности, включая безопасность полетов, выполняются в полном объеме», – говорится в официальном заявлении, которое размещено на сайте «АэроСвита».

Украинские и международные СМИ сообщают, что за последние два дня компания отменила не меньше трех десятков международных рейсов. Критическая ситуация складывается не только на дальнемагистральных перелетах, но и внутри Украины.

Администрация крупнейшего украинского аэропорта «Борисполь» заявила, что не будет приостанавливать обслуживание рейсов авиакомпании «АэроСвит», поскольку авиаперевозчик выполняет гарантийные обязательства по оплате средств за полученные услуги.

«Аэропорт «Борисполь» не будет приостанавливать рейсы авиакомпании «АэроСвит» с 12:00 9 января 2013 года, поскольку авиаперевозчик на данный момент выполняет гарантийные обязательства по оплате средств за полученные услуги. Ныне продолжаются переговоры с авиакомпанией по реструктуризации задолженности и схеме предоплаты на ближайшие дни», – сообщает 9 января Украинское национальное информационное агентство слова пресс-секретаря аэропорта «Борисполь» Оксаны Ожиговой.

Необходимо вмешаться

Ситуация вокруг проблем негосударственной авиакомпании привлекла внимание украинских официальных властей. 9 января премьер-министр Николай Азаров сказал, что «перевозчик обязан действовать в рамках действующего законодательства и международных правил, а органы власти обязаны контролировать соблюдение законов и установленных правил».

Мы не имеем права допустить, чтобы проблемы частной компании наносили ущерб интересам тысяч наших и иностранных граждан. То, что пассажиры «АэроСвита» стали заложниками этой нездоровой ситуации, абсолютно неприемлемо. Надо вмешиваться
«Мы не имеем права допустить, чтобы проблемы частной компании наносили ущерб интересам тысяч наших и иностранных граждан. То, что пассажиры «АэроСвита» стали заложниками этой нездоровой ситуации, абсолютно неприемлемо. Надо вмешиваться. <…> Поручаю вице-премьер-министру Александру Вилкулу быстро и оперативно разобраться в этой ситуации, проанализировать состояние дел и незамедлительно подготовить предложения относительно наших действий», – цитирует слова Николая Азарова информационное агентство «РБК-Украина».

На данный момент точно неизвестно, сколько пассажиров «АэроСвита» с момента объявления о начале процедуры банкротства, испытали сложности с перелетом. В социальных сетях, особенно на странице аэропорта «Борисполь» в Фейсбуке, граждане различных стран задают вопросы о работе «АэроСвита».

«День добрый, помогите прояснить, по какой причине отменены рейсы в Киев из Симферополя и обратно? Мне лететь до Лондона 13-ого января, как раз через Киев из Симферополя, заранее начал проверять…»,– спрашивает один из клиентов «АэроСвита». Похожие вопросы задают и другие пассажиры из Астаны, Донецка, Праги. В Интернете также есть данные о том, что 4 января в «Борисполе» произошла задержка рейса «АэроСвита», доставлявшего домой группу американских граждан.

По информации интернет-издания «Газета.ру», 8 января стало известно, что российский авиаперевозчик «Аэрофлот» пообещал перевезти всех пассажиров, купивших билеты до 4 января включительно на совместные рейсы «Аэрофлота» и авиакомпании «АэроСвит».

Нехорошая ситуация

По словам украинских экспертов, проблемы у авиакомпании возникали и раньше, несколько лет назад. Однако тогда, считает обозреватель Центра транспортных стратегий Максим Арсланов, их удавалось оперативно решать.

«Еще в 2008 году возникли разногласия между акционерами “АэроСвита”, когда один из них захотел получить больший контроль над компанией. На эту ситуацию повлиял и мировой финансовый кризис, – рассказал Максим Арсланов Русской службе «Голоса Америки». – В 2009 году состав акционеров компании немного изменился. В этом же году они предоставили авиаперевозчику стабилизационный кредит в тридцать миллионов долларов. Но уже тогда ситуация была не очень хорошей».

Вместе с тем, Максим Арсланов отмечает и положительные стороны «АэроСвита», несмотря на непростую финансовую ситуацию в самой компании.

В 2010 году “АэроСвит” начал активно развивать свою маршрутную сеть. Это потребовало инвестиций и больших затрат. При этом старая задолженность компании перед кредиторами никуда не делась. Сегодня, когда сумма долгов превышает четыре миллиарда гривен, а активы компании оцениваются в полтора миллиарда гривен, акционеры сами обратились в суд, инициируя банкротство
«В 2010 году “АэроСвит” начал активно развивать свою маршрутную сеть. Это потребовало инвестиций и больших затрат. При этом старая задолженность компании перед кредиторами никуда не делась. Сегодня, когда сумма долгов превышает четыре миллиарда гривен (около пятисот миллионов долларов – Т.Б.), а активы компании оцениваются в полтора миллиарда гривен, акционеры сами обратились в суд, инициируя банкротство», – говорит Максим Арсланов.

На вопрос о том, значит ли это, что «интересы простых пассажиров топ-менеджментом компании учитывались в последнюю очередь», эксперт не дает конкретного ответа.

«И да, и нет, – считает Максим Арсланов, – поскольку раньше при задержках и отменах рейсов, не носивших такого массового характера, “АэроСвит” предоставлял своим пассажирам питание, жилье. Сейчас – когда претензии идут со всех сторон, похожи на массированный натиск, у компании не хватает возможностей глобально заботиться о пассажирах».

Страдания имиджа Украины

Главный редактор «Украинской туристической газеты» Любовь Чигирь считает, что мало, кто знает истинные причины, которые привели к банкротству авиакомпании «АэроСвит».

«Однако никто при этом не отменял ответственности перед пассажирами, – сказала Любовь Чигирь Русской службе «Голоса Америки». Банкротство это или экономические трудности, но вместе с пассажирами страдает и имидж Украины. Компания «АэроСвит» – пионер отечественного туристического рынка. Она всегда открывала новые и далекие направления для украинцев: Таиланд с 2003 года, Дели, Пекин. В прошлом году начали летать в Хошимин».

Она утверждает, что, несмотря на отдельную критику, «АэроСвит» всегда был одним из самых популярных авиаперевозчиков в Украине. Туристические операторы ценили возможность сотрудничества с компанией, отмечает Любовь Чигирь.

Вряд ли был какой-либо злой умысел со стороны руководства “АэроСвита”. Развитие авиационного бизнеса в мире идет по нарастающей, сопряжено с массой различных рисков. Сложно было заранее предугадать, в какой момент и где возникнут финансовые неприятности у той или иной компании
Председатель Украинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха в комментарии Русской службе «Голоса Америки» говорит, что, вероятнее всего, так сложились обстоятельства, которые привели к процедуре банкротства одного из самых известных украинских авиаперевозчиков.

«Вряд ли был какой-либо злой умысел со стороны руководства “АэроСвита”. Развитие авиационного бизнеса в мире идет по нарастающей, сопряжено с массой различных рисков. Сложно было заранее предугадать, в какой момент и где возникнут финансовые неприятности у той или иной компании», – считает Игорь Голубаха.

Он предполагает, что для туристических компаний, сотрудничающих с «АэроСвитом», данная ситуация создала определенные неудобства. Однако крупные туристические операторы, бережно относящиеся к своему имиджу, всегда найдут возможность до решения суда самостоятельно возместить убытки своим клиентам, отмечает Игорь Голубаха.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG