Линки доступности

Пекин выходит в лидеры мировой гонки производства беспилотников, конкурируя с США и Россией

ПЕКИН – Китай быстро становится одним из лидеров международной гонки за первенство в производстве беспилотников. Аппараты китайского производства уже играют ключевую роль в разных районах Ирака, Сирии, Пакистана и Северной Кореи.

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) из Китая используются иракскими силами безопасности в борьбе против «Исламского государства», которым в середине декабря были нанесены серьезные потери.

«Многие китайские производители беспилотников продают небольшие БЛА, используемые для тактической разведки на поле боя. Некоторые из них могут оснащаться ракетами», — говорит Майкл Бойл, специалист по беспилотникам и старший научный сотрудник американского Foreign Policy Research Institute.

Экспортный потенциал китайских беспилотников, которых больше, чем в Китае, производится только в Америке, огромен, поскольку Конгресс США установил жесткие ограничения в отношении экспорта американских беспилотников, объясняет Бойл.

По его словам, в целом ряде стран Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Африки, лишенных доступа к американским технологиям, существует огромный рынок для беспилотников китайского производства.

Эксперты считают, что БЛА повлияют на политические и территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, где Япония использует в основном беспилотники Hawk американского производства. Китайские беспилотники могут также использоваться для защиты китайских инвестиций в неспокойных и подверженных угрозе терроризма районах Азии и Африки.

«Воздушное пространство над оспариваемыми островами в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях постепенно становится наиболее перспективным с точки зрения конкуренции в сфере производства и использования беспилотников. У них есть целый ряд преимуществ: беспилотники могут фиксировать все, что происходит на этих островах, и подтверждать фотографиями наращивание там военного присутствия», — говорит Бойл.

Технология БЛА меняет соотношение сил в глобальной конкуренции и незаметно меняет правила игры применительно ко многим давно тлеющим конфликтам и противоречиям.

«Это происходит отчасти потому, что лишь немногие страны используют беспилотники так же, как это сейчас делают Соединенные Штаты, — для беспощадной борьбы с боевиками на неконтролируемых территориях», — говорит Бойл.

Недавно китайский производитель беспилотников Ehand Incorporated наделал много шума на Международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе, продемонстрировав там то, что было названо первым в мире пассажирским беспилотником.

Компания навала этот аппарат, Ehang 184, «управляемым беспилотником, способным автоматически перевозить пассажира по воздуху, и при этом все, что нужно сделать пассажиру – это ввести пункт назначения при помощи соответствующей программы в смартфоне».

Эта новость заставила некоторых американских экспертов предположить, что Китай может сажать в такие беспилотники солдат и использовать их для выполнения каких-то опасных боевых задач.

Эксперты расходятся во мнениях насчет качества и возможностей небольших беспилотников, сделанных в Китае. Многие считают беспилотники, производимые в Израиле и России, гораздо более технологически совершенными по сравнению с китайскими аппаратами.

«По своему характеру беспилотники – гораздо более серьезная и опасная вещь, чем дешевые игрушки, производимые китайцами в больших количествах, на которые распространяются лишь немногие стандарты качества и безопасности», — говорит Роджер Кларк из фирмы Xamax Consultancy, преподающий в Австралийском национальном университете. «Даже в сегменте микро-беспилотников, используемых теми, для кого это хобби, или для промышленных целей в ограниченном масштабе, высокие технические стандарты совершенно необходимы», — говорит Кларк.

Бойл предостерегает, что Соединенным Штатам не стоит почивать на лаврах, поскольку в условиях глобальной гонки передовых технологий можно постепенно лишиться технологического преимущества.

«Хотя сейчас их технологии отстают от американских, а в некоторых случаях просто копируют американские модели беспилотников, глобальные конкуренты, такие как Китай и Россия, расходуют миллиарды на то, чтобы догнать Соединенные Штаты в том, что касается разработки и внедрения новых технологий», — говорит Кларк.

Как отмечают аналитики, Соединенные Штаты обеспокоены тем, что их передовые технологии могут попасть в руки конкурентов.

«Есть некоторые факты, свидетельствующие о том, что США не рекомендовали Израилю продавать технологии БЛА или напрямую сотрудничать с Китаем в процессе разработки и внедрения этих технологий, и что Израиль пошел навстречу и не стал противоречить американской политике в отношении экспорта, чтобы сохранить свои тесные отношения с США», — говорит Бойл.

В самом Китае гражданские беспилотники используются для самых разных целей, в то числе для видеосъемки свадеб и других мероприятий, для курьерской доставки или для видеонаблюдения с целью обеспечения безопасности промышленных объектов. Только в 2015 году производство беспилотников примерно 400 китайских производителей увеличилось в девять раз, что свидетельствует о резком повышении спроса.

Недавно Управление гражданской авиации Китая впервые установило правило движения и управления беспилотниками. Правительство говорит, что правила будут введены сначала на экспериментальной основе, после чего будут дорабатываться.

«Вы можете себе представить, что произошло бы, если бы не было правил дорожного движения для автомобилей, если бы не требовались водительские права или номерные знаки для автомобилей? То же самое для аппаратов, летающих в небе», — говорит Ке Юбао, генеральный секретарь китайской Ассоциации владельцев и пилотов летательных аппаратов.

Эти правила будут варьироваться в зависимости от размеров и технических параметров и предназначения беспилотников.

«Для легких и небольших бытовых беспилотников правила будут менее строгими, и это будет удобно для обычных людей. Однако для крупных беспилотников в основном промышленного применения эти правила будут гораздо более строгими, поскольку такие аппараты потенциально гораздо более опасны для людей», — говорит Ке Юбао.

Как сообщили китайские государственные СМИ, в ноябре прошлого года власти были потрясены, увидев кадры китайского истребителя, заснятого частным беспилотником, чудом избежавшим столкновения с военным самолетом.

«В Китае много очень крупных и густонаселенных мегаполисов, где перегруженность физического и электронного движения существенно повышает риск столкновений или других опасных ситуаций», — говорит Кларк.

«Необходимо, чтобы в большинстве случаев использование беспилотников в городских районах было запрещено, и чтобы обеспечивалось соблюдение этого закона», — сказал Кларк.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG