Линки доступности

«Гражданин музыкант» из Чикаго в гостях у детского дома


Музыканты Чикагского симфонического оркестра на сцене детского дома

Музыканты Чикагского симфонического оркестра на сцене детского дома

Музыканты Чикагского симфонического оркестра выступили перед воспитанниками детского дома № 11 в Санкт-Петербурге

В рамках своего российского турне Чикагский симфонический оркестр (сокращенно ЧСО) посетил Санкт-Петербург. В субботу музыканты оркестра дали мастер-класс для студентов Санкт-Петербургской консерватории по классу духовых инструментов, а вечером исполнили концертную программу в Большом зале Филармонии.

А в середине дня музыканты струнного квартета в составе ЧСО выступили перед воспитанниками коррекционного детского дома № 11. Как пояснил корреспонденту «Голоса Америки» администратор коллектива по художественной части Николас Винтер, это выступление проходило в рамках принятой оркестром социальной программы Citizen Musician – «Гражданин музыкант».

«Мы развиваем эту программу совместно с виолончелистом Йо-Йо-Ма, и нам очень важно, чтобы музыканты выступали не только в концертных залах, но также в тюрьмах, спецшколах, и в других местах, где люди не имеют возможности посещать наши выступления. И таким образом, они приобщаются к искусству», – сказал Винтер.

От субботника к высокому искусству

Кстати, Николас великолепно говорит по-русски. Он рассказал, что русских корней у него нет, он родился и вырос в Манчестере, и в 13 лет заинтересовался русской культурой. Позже ему довелось в течение года стажироваться в Воронеже, а в 90-е он шесть лет жил и работал в Санкт-Петербурге, где у него было собственное концертное агентство. «Так что, практика за 35 лет, что я изучаю русский язык, у меня была хорошая», - улыбается Ник.

Выбор детского дома для выступления чикагских музыкантов осуществило Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге. Пару лет назад здесь побывала группа американских военных моряков, находившаяся в городе на Неве с визитом доброй воли. Тогда они даже приняли участие в покраске стен детского дома.

Кстати, традиционный весенний субботник проходил в Петербурге и в субботу 21 апреля. В нем приняли участие воспитанники и преподаватели детского дома № 11, а после физического труда они направились в актовый зал, что вновь встретились с заокеанскими гостями, но уже в рамках культурной программы.

Участник струнного квартета – альтист Макс Рейми – обратился к ребятам и к их наставникам со словами о том, что волшебство происходящего будет заключаться в том, что музыка объединяет людей, говорящих на разных языках. После каждого музыкального фрагмента Макс обращался к собравшимся с вопросом: какие чувства они испытали, и о чем, по их мнению, рассказывает та или иная музыкальная пьеса.

В рамках 45-минутного выступления прозвучала музыка Бетховена, Шуберта, Шостаковича, Равеля, Моцарта, а также фрагмент саундтрека к популярному сериалу «Симпсоны» и вариации на тему популярнейшей песенки Happy Birthday To You.

«Российская публика – особенная»

После выступления Макс Рейми рассказал, что его очень удивила и порадовала реакция юных слушателей. «Зачастую взрослые ошибочно читают, будто дети не в силах воспринимать классическую музыку. Я же, наоборот, считаю, что мальчики и девочки способны понимать музыку великих композиторов. Просто нужно уметь общаться с ними, и обязательно использовать элементы юмора», - убежден музыкант.

В течение многих лет музыканты оркестра выступали перед учащимися различных школ в Чикаго. И постепенно выработалась программа этих выступлений, поэтому специально для нынешнего концерта участники струнного квартета ничего не готовили.

Макса Рейми поразило, как точно воспитанники петербургского детского дома восприняли музыку 8-го квартета Дмитрия Шостаковича. «Ребята описывали свои эмоции словами “пожар”, “опасность”, “война”, “тревога”. Мы ни слова не сказали, чему посвящено это произведение, а ведь композитор написал его под впечатлением от бомбардировки Дрездена в конце Второй мировой войны», - отметил Макс Рейми.

Схожую оценку высказала и президент Чикагского симфонического оркестра Дебора Раттер: «Меня поразило, с каким вниманием ребята слушали и оценивали исполняемые произведения. Было видно, что им нравится эта музыка», - поделилась она свежими впечатлениями.

И добавила: «Я обратила внимание, что российская аудитория слушает музыку очень сосредоточенно, и, я бы даже сказала, что нигде в мире я не замечала подобного отношения к искусству. А для всех участников Чикагского симфонического оркестра – и для музыкантов, и для администраторов – очень близка идея непосредственного общения со слушателями. Особенно дорого внимание тех, кто сам не смог бы придти на наши выступления».

«Я видела глаза детей»

Среди воспитанников коррекционного детского дома № 161 немало художественно одаренных ребят. После выступления преподаватели детского дома подарили американским гостям мозаики с видами Санкт-Петербурга, выполненные учениками.

Заместитель директора детского дома по социальным вопросам Людмила Киселева заметила, что шефские концерты проходят здесь примерно раз в полгода, однако припомнить, кто именно из петербургских артистов выступал перед воспитанниками, не смогла.

Концерт чикагских музыкантов она оценивает очень высоко: «У меня очень хорошие впечатления! Самое главное, что я видела глаза детей. Их эта музыка очень затронула, и я убеждена, что в глубине души у них отложилась сопричастность к прекрасному. Конечно, они в основном слушают современную музыку, например, рок. Но все равно, они должны понимать, откуда идут истоки рока и хорошей поп-музыки. То есть, они воспримут взаимосвязь классического и современного искусства».

А учащиеся старших классов тем временем на вполне сносном английском языке общались с музыкантами и администраторами Чикагского симфонического оркестра, а также с сотрудниками генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG