Линки доступности

Чартерные школы и русская община в США

  • Даниил Левин

Еще 20 лет назад американская система среднего образования была очень проста. Родителям и детям предлагался «выбор из двух» – учиться бесплатно в государственной школе или за деньги – в частной. С начала 90-х годов все изменилось. В США был принят закон о чартерных школах, который положил начало удачному эксперименту американской системы образования.

«Чартерные школы – на редкость удачный компромисс», – рассказывает Сергей Сорока, в прошлом офицер Советской Армии из Киева, а ныне ресторатор и основатель четырех чартерных школ в Калифорнии и Флориде. «Чартерные школы совмещают элементы частных и государственных учебных заведений, то есть они бесплатны, как и государственные, но обладают несравненно большей степенью свободы в выборе методики и направления обучения», – подчеркивает Сергей.

Сегодня Соединенные Штаты переживают настоящий бум чартерных школ. Все началось с выступления президента Барака Обамы, в котором он заявил, что государство намерено поддерживать инициативу открытия чартерных школ, поскольку видит в этом эффективный способ поднять уровень среднего образования в США. Губернатор штата Нью-Йорк выступил с предложением отменить квоту на количество чартерных школ в своем штате и увеличить их число с 200 до 450. А штат Техас вышел на третье место по количеству «чартеров» после Калифорнии и Аризоны.

Чартерные школы финансируются из государственных средств, зачастую с привлечением частного капитала, но на учеников и их родителей не ложится никакой финансовой нагрузки. В отличие от государственных – с большим количеством учащихся — чартерные школы, как правило, небольшие, всего 200-400 учеников. Основным отличием является возможность строить собственную учебную программу и относительная свобода в найме педагогов. Сторонники этой системы считают, что такая свобода позволяет чартерным школам достичь более высоких результатов в образовании, чем обычным государственным. А от противников часто звучат обвинения в отборе наиболее способных детей, за счет чего чартеры и показывают более высокие результаты. Однако конкурсного отбора в такие школы нет.

«Видимо, нынешний уровень школьного образования американцев не удовлетворяет, – рассказывает Сергей Сорока. – У меня на столе лежат просьбы о помощи в организации чартерных школ из пятнадцати штатов. И это заявки только на создание «тематических» русских школ. Что же говорить об остальных?»

Школы, организованные Сергеем, изначально создавались для нужд русскоязычного населения. Однако не стоит думать, будто название «русская чартерная школа» предполагает учебное заведение для детей русских иммигрантов с обучением на родном языке. Преподавание в таких школах ведется на английском, за исключением уроков русского языка и литературы. И тем не менее, несмотря на углубленное изучение русского языка и культуры с первого класса, в этих школах учатся самые разные дети.

«Вы не поверите, но пятьдесят процентов учеников "русской школы" – это совершенно обычные американские дети, – рассказывает Сергей. – Двадцать процентов наших школьников – это афро-американцы. И все они с удовольствием изучают русский язык и литературу. Сегодняшний мир разнообразен и многолик. Он не ограничивается английским, испанским, французским и арабским. Родители и дети это понимают и потому приходят учиться к нам».

Итак, система развивается. В Нью-Йорке 23-24 октября 2010 года состоится III Международная конференция на тему «Открытие русских чартерных школ и вопросы сохранения русского языка и культуры в США». Организатор конференции – Американская ассоциация русского языка, культуры и образования (AARCE) при поддержке правительства и посольства Российской Федерации, а так же фонда «Русский мир».

XS
SM
MD
LG