Линки доступности

CEPA борется за демократию


Вашингтонский центр политологии запускает инициативу по ведению «информационной войны»

Всего каких-нибудь 15 лет назад граждане западных государств не сомневались в том, что их общество – со свободным рынком и независимой прессой – может служить эталоном для бывших советских стран, которые лишь начинали строительство демократических институтов. Однако сегодня наблюдается почти обратный процесс: страны, которые демократическими так и не стали, начали активно искажать имидж Запада, критикующего их за нарушения прав человека, коррупцию в высших эшелонах власти и подавление независимых СМИ. При помощи этих самых СМИ, только уже полностью зависимых, автократические правительства развязали с Западом самую что ни на есть информационную войну.

По признанию американских политологов, тактика нынешних российских СМИ резко отличается от времен «холодной войны». Тогда СССР тратил огромные средства на то, чтобы показать, что в советской стране все лучше, чем на Западе. Сейчас, RT, Первый телеканал и социальные сети России посвящают основное эфирное время не восхвалениям российского образа жизни, а выявлению и раздуванию недостатков в устройстве Америки, которые, как и в любой стране, разумеется, есть.

Крайние левые и правые организации в Европе ставят эту пропаганду себе на службу, что способствует дестабилизации и радикализации европейского сообщества.

Энн Эпплбаум, журналист, политолог CEPA считает, что «первым делом мы должны разобраться, с чем именно мы боремся: как это работает, кто этим пользуется и почему. Эффект от пропаганды – различный в разных странах, и надо понимать, где он более успешен, а где нет. Например, российские СМИ пользуются успехом во Франции, где их идеями и средствами пользуется Национальный фронт, который возглавляет Мари Ле Пэн. В других странах – их успех меньше. Так что наша главная цель – осознать, что они делают и как они это делают».

По заключению политологов вашингтонского Центра по анализу европейской политики, сокращенно – CEPA, американские власти по-прежнему недостаточно глубоко понимают угрозу, которую несет такая информационная война. Для анализа пропагандистского конфликта и разработки путей того, как ему противостоять, CEPA выдвинул новый проект: «Инициативу в области информационной войны». Как считает один из ее соавторов – журналист Энн Эпплбаум – здесь недостаточно просто выделить больше федеральных средств на то, чтобы расширить американские медиа-агентства, нанять больше корреспондентов и открыть новые зарубежные бюро:

«Когда-то, в годы «холодной войны», нам хватало просто предоставить людям больше объективных новостей, и знакомить их с идеалами демократии и свободы, которых не было в Советском Союзе. Теперь все более сложно, потому что российская дезинформация подрывает западные демократические институты и правительства. Поэтому и наш ответ обязан быть более комплексным: он должен включать в себя не только увеличение ассигнований на радио и телевидение. Нам требуется более четко понимать, в чем заключается феномен дезинформации и как она воздействует на умы людей через Facebook, Twitter и прочие социальные сети».

В информационную войну, согласно анализу политологов CEPA, включены как общенациональные медиа, так и многочисленные «фабрики троллей» в Интернете. Массовые новостные сообщения, которые запускают «тролли» или компьютерная программа – «бот», создают эффект достоверности для сотен тысяч пользователей. Спектр дезинформации – самый широкий, от представления НАТО как злобного агрессора до идеи о том, что вирус Зика был изобретен в лабораториях ЦРУ. Такие слухи всегда находят свою, падкую до сенсации, аудиторию. А удивить зрителя небывальщиной – всегда легче, чем потом переубедить.

  • 16x9 Image

    Вадим Аленичев

    Журналист, репортер, обозреватель, продюсер; автор и ведущий программ на русскоязычном ТВ и радио; опубликовал более тысячи статей в различных американских изданиях; за свою работу удостоен награды Национальной академии телевизионных искусств США

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG