Линки доступности

Как помочь школьникам–жертвам травли и издевательств со стороны сверстников?

Хотя в России я уже окончила четвертый курс университета, приехав в Америку, мне пришлось снова сесть за парту с первокурсниками колледжа, другими словами – с новоиспеченными выпускниками школ. Почему? Для того, чтобы продолжить мое российское образование в американском ВУЗе, мне надо было пройти обязательные курсы английского языка. Так эта маленькая необходимость раскрыла передо мной огромную проблему, существующую в американских школах.

В первые дни учебы все было в новинку. Начиная с того, что в классе сидели студенты, казалось, всех рас мира, заканчивая тем, что к преподавателям мы обращались лишь по имени. Но со временем эта необычная для меня американская аудитория стала все больше напоминать знакомую российскую, где студенты делились на маленькие группы, и часто оставляли вне круга общения тех, кто выглядел или вел себя не как все, словом, был «другим».

Когда одна из этих «других» студенток, запнулась во время презентации перед всем курсом, моя соседка по парте с насмешкой прокомментировала , "She must have been bullied at school". (АА: Над ней, наверно, издевались в школе). Что она имела в виду? Сейчас я это хорошо понимаю.

Феномен Bullying – травли, агрессивного преследования или запугивания, порой приводит к самоубийствам жертв, и является одной из серьезнейших проблем в американских школах. Последние статистические данные показывают, что приблизительно над 32 процентами молодых людей издеваются в школе или на территории, находящейся под контролем школьной администрации. А более 20 процентов детей в возрасте от 10 до 18 лет – жертвы киберзапугиваний, когда для психологических атак на подростков используются социальные сети.

«Молодые люди, над которыми постоянно издеваются, чувствуют себя в опасности и это влияет не только на их успеваемость в школе, но и на их поведение за ее пределами. Они становятся замкнутыми и закомплексованными, перестают общаться со сверстниками и даже с членами семьи. Изучая индивидуальные случаи, мы заметили, что издевательства негативно сказываются на общественной и эмоциональной жизни жертв»,– рассказала в телефонном интервью Мэгги Ридден, исполнительный директор вашингтонского Союза Адвокатов Молодежи (The DC Alliance of Youth Advocates).

Практически во всех штатах с этой проблемой борются законом. Лишь в столице страны – Вашингтоне, и штате Монтана такого закона нет. Но согласно неоднократным заявлениям столичного мэра Винсента Грея, эта ситуация может скоро измениться. Грей работает над созданием первого Вашингтонского общегородского плана по борьбе с издевательствами. Руководствует процессом Офис по правам человека. К разработке плана также подключены различные местные организации, преподаватели и родители школьников. Вместе они должны определить методы и способы борьбы с издевательствами, эффективные именно в школах Вашингтона.

По словам Густаво Веласкеса, директора Офиса по правам человека, реализация планов начнется уже в 2012-2013 учебном году. Среди инструментов – ведение отчета по исследованию случаев издевательств, создание стандартов и правил поведения на территории школ, разработка методов подачи жалоб, другие педагогические меры.

Поменяют ли эти правила поведение школьников? Я задала этот вопрос школьнице из Иллинойса Габриэлле Бернс. Она считает, что хотя в штате, где она живет и учится, существуют законы по борьбе с издевательствами, однако этого недостаточно. «Сами школьники должны быть готовы заступиться за себя и остановить тех, кто издевается над другими. А их сверстникам надо понять, что защищать слабых, а не обижать их – вот, что на самом деле круто», – считает Габриелла.

« Не выношу, когда люди страдают, и готова сделать все, что в моих силах, чтобы помочь» – продолжает девушка. Она, также как и 13 миллионов остальных американских школьников, была жертвой издевательств.

«Я не люблю делиться своими проблемами, но расскажу вам один случай – в надежде, что мой пример как-нибудь поможет другим школьникам, неважно в какой стране они учатся, – написала мне Габриелла в электронном письме.– Сейчас я старшеклассница, но мне пришлось пройти через многие унижения, будучи ученицей средней школы. Каждый раз, когда я ходила в школьный спортивный зал, там была девочка, у которой всегда находились оскорбительные слова в мой адрес. Она высказывалась по поводу моей внешности, и в общем говорила самые неприличные слова. Спустя некоторое время, мы с ней оказались одноклассниками. С тех пор в течение нескольких лет, идя в школу, все, о чем я думала – это как вынести еще один день оскорблений».

Прошло время. Издевательства над Габриеллой прекратились. Она тогда не предприняла никаких действий и попыталась забыть этот случай. Однако сейчас Габриеллу знают в школе как активистку и организатора клуба по борьбе с издевательствами. «Самоубийство двух школьников – Брэндона Битнера и Билли Лукаса (каждый год 15-25 американских школьников заканчивают жизнь самоубийством по причине издевательств) открыли мои глаза. Я осознала, что эта проблема серьезнее, чем страдание одного человека, что сейчас надо действовать и продемонстрировать всем обидчикам, что их жертвы не одиноки и не беззащитны».

Сначала она создала сайт, приглашающий всех, кого волнует эта проблема, помочь ей организовать клуб поддержки жертв издевательств. К удивлению девушки, желающих стать членом клуба оказалось «много, очень много». На сегодняшний день они успели подготовить анкеты с вопросами для того, чтобы выяснить, где чаще всего происходят случаи издевательств, какой процент школьников подвергается оскорблениям, и каким образом это происходит. Уже в 2012-2013 учебном году члены клуба собираются устраивать встречи со сверстниками, и рассказывать о том какие действия, происходящие именно в их школе, могут нанести ущерб эмоциональному здоровью подростков. «Мы заявим об этой проблеме во всеуслышание, и тем самым надеемся разбудить в обидчиках чувство вины, а у жертв укрепить силу духа и уверенность. Хочу, чтобы школьники сами были в силах заступиться за себя и противостоять насилию» – говорит Габриелла.

«Подростки – это наше самое уязвимое поколение. Воспринимать издевательства в школе как этап, через который проходили и проходят многие – ошибочно. Мы, как взрослые люди, обязаны помочь школьникам приобрести уверенность. Они должны научиться требовать от окружающих лучшего к себе отношения. Молодые люди должны стать своими собственными адвокатами. Нам нужны сильные личности, которые не будут бояться постоять за свои права и за права сверстников»,– говорит Мэгги Ридден, исполнительный директор вашингтонской организации, защищающей права молодежи.

К сожалению, проблема травли и издевательств со стороны сверстников, весьма актуальна и для российских школ – Рунет полон сообщениями жертв издевательств.

«Меня систематически оскорбляют в школе, унижения продолжаются на протяжении 4 лет, а теперь пошел и пятый год, как мне с этим бороться? ...дети собираются в группы и прессуют меня, всей своей массой. ... единое мое слово вызывает агрессию... я просто устала идти в школу и молчать..." (J.D., Форум информационно-правового портала Гарант).

«Для меня в девятом классе каждый поход в школу был экзаменом на выживание. Об успеваемости не думал совсем, главное было прожить сегодняшний день, пройти мимо всех издевательств, отразить все атаки и выстоять» (Король Эдмунд, LiveJournal).

«У моей сестры сложная ситуация перешла в другую школу, там ее бьют и издеваются. Отпор дать не может. Мать ходила в школу после того как избили, больше не хочет. Сама сестра говорит, что сделает что-нибудь с собой...Что, делать, чем помочь?» (Кошка, «Мой Мир»).

Как помочь жертвам издевательств, оказавшимся, казалось бы, в безвыходной ситуации? Как показывает американский опыт, продуктивнее искать методы решения этой проблемы на локальном уровне. И неважно, начнут это движение сами школьники, или местные власти, ведь цель у всех единая: не допустить, чтобы приобщение к знаниям превратилось в жестокий экзамен на выживание.
  • 16x9 Image

    Ануш Аветисян

    С 2012 - продюсер и корреспондент Русской службы "Голоса Америки" в Вашингтоне. Выпускница факультета журналистики Северо-Кавказского федерального университета. Основные направления деятельности - социальные вопросы, права женщин, политика и культура

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG