Линки доступности

«Булгария»: кто ответит за катастрофу?

  • Виктор Васильев

Родственники пассажиров теплохода «Булгария»

Родственники пассажиров теплохода «Булгария»

Российские эксперты о причинах и следствиях трагедии

Президент Медведев объявил 12 июля Днем национального траура по погибшим в результате крушения теплохода «Булгария». Об этом глава государства сказал в понедельник 11 июля – на посвященном трагедии совещании, состоявшемся в Горках.

По словам пресс-секретаря Медведева Натальи Тимаковой, в связи с трауром президент изменил свой рабочий график, отменив запланированную на вторник поездку в Калининград.


Со сломанным двигателем, без лицензии на перевозку…

Как сообщал «Голос Америки», теплоход «Булгария», на борту которого находилось около 200 пассажиров и членов экипажа, затонул в минувшее воскресенье на Куйбышевском водохранилище.

Катастрофа произошла около 2 часов пополудни на территории Татарстана. По сообщениям МЧС республики, спасти удалось около 80 человек. Данные о количестве погибших непрерывно растут.

Работа водолазов по извлечению тел погибших идет непрерывно – несмотря на штормовую погоду.

Более ста человек пока числятся пропавшими без вести. Среди них много детей.

На месте работают оперативные группы спасателей, которым приданы вертолеты. Глубина реки в районе катастрофы превышает 20 метров.

По сведениям информагентства АР, двухпалубное судно чехословацкой постройки пятидесятых годов эксплуатировалось в напряженном режиме и не имело многих современных устройств безопасной навигации.

По последним официальным данным, дизель-теплоход вышел в последний рейс, несмотря на штормовое предупреждение и неисправный главный левый двигатель. Судно было сильно перегружено и, не имея внутренних отсечных переборок, затонуло в считанные минуты.

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело. Президент Медведев дал указание о создании специальной следственной группы для расследования всех обстоятельств трагедии.

По сведениям официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, теплоход «Булгария» прошел капремонт 30 лет назад. Судно вышло в рейс неисправным, с перегрузкой и без лицензии на перевозку пассажиров, отметила Гриднева.

Системы контроля есть. Контроля – нет

Евгений Тарло – член Комиссии по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции Совета Федерации – практически уверен, что в трагедии с «Булгарией» не обошлось и без коррупционной составляющей. По его словам, речь идет о жажде наживы любой ценой не только со стороны владельца судна и капитана, допустившего перегрузку парохода, но также со стороны тех, кто отвечает за безопасность людей на транспорте.

«У нас очень много всяких надзирающих служб, и я не могу понять, как могло произойти, что дряхлый теплоход, не имевший необходимого количества плавсредств на случай аварии и, видимо, с плохо обученной командой, вообще в таком состоянии мог выйти на воду и перевозить пассажиров», – сказал Евгений Тарло в интервью «Голосу Америки».

Законодатель выразил надежду, что по поводу аварии будет проведено реальное расследование с серьезными выводами.

«Это необходимо не для того, чтобы просто найти стрелочников или поднять какой-то шум, – подчеркнул Тарло. – Дело в том, что все это – очень нехороший признак. Ответственные за контроль системы у нас есть, они оплачиваются из государственного бюджета, но они крайне неэффективны».

По мнению Евгения Тарло, что пароходов такого класса на плаву осталось еще «не два-три, а больше».

«Надеюсь, что в ближайшее время, может быть, и сегодня, начнется срочная перепроверка технического состояния судов, их возможностей и способности осуществлять перевозку людей. Хотя, вообще говоря, в этом нуждаются не только теплоходы, но и другие транспортные средства, связанные с жизнеобеспечением людей», – сказал сенатор.

По его словам, настало время серьезно подумать об ответственности надзирающих и проверяющих структур.

«Как они могли допустить к выходу на воду транспорт, если он в течение нескольких минут затонул без каких-либо внешних серьезных повреждений?» – вот, по мнению Евгения Тарло, вопрос, на который необходимо получить ответ.

По данным РИА Новости, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта с организатором речного круиза, по которому следовал теплоход «Булгария», застрахована в страховой группе «Уралсиб»; официальных заявлений от страхователя в компанию пока не поступало.

Член комитета Госдумы по законодательству Дмитрий Вяткин воздержался от оценок причин трагедии до объявления официальных выводов специальной комиссии. Как отметил Вяткин, пострадавшие и семьи погибших, «как и везде, имеют право предъявления требований о возмещении ущербы и привлечения виновных к ответственности».

Депутат полагает, что семьям погибших в добровольном порядке будет выплачена компенсация.
«Все равно виновные есть. На это указывает хотя бы состояние судна. Возможно, к судовладельцам также будет предъявлено требование о возмещение ущерба в полном объеме», – сказал депутат.

Каковы будут размеры компенсационных выплат? «Где бы то ни было, в любой стране, если нет конкретной ситуации по компенсациям, она определяется в судебном порядке», – констатировал Вяткин.

По мнению депутата, нарушение любых правил перевозки и эксплуатации судна грозит нарушителям как гражданско-правовой, так и уголовной ответственностью.

По сообщениям СМИ, на месте катастрофы с пострадавшими и членами семей погибших работает группа психологов. В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Ениколопов подчеркнул важность этой работы для людей, находящихся в состоянии острого стресса. Кроме того, отметил Ениколопов, необходимо сделать все для предотвращения посттравматического стресса.

«Есть отработанные схемы, по которым работает в подобных случаях весь мир, в том числе наши психологи», – сказал психиатр.

По словам Сергея Ениколопова, у людей, переживших подобную трагедию, может появиться хорошо известная медикам фобия – боязнь плавать на судах. «Обычно сразу после катастроф или терактов многие некоторое время избегают пользоваться каким-либо конкретным видом транспорта. Потом все возвращается на круги своя. Так, после взрыва в московском метро примерно недели две народ опасался спускать в подземку…» – напомнил медик. Подчеркнув, что в любой ситуации необходимо стараться подавить страх, воплощая в жизнь задуманное – несмотря ни на что.

Служба новостей «Голоса Америки» сообщает:

В понедельник президент США Барак Обама в телефонном разговоре с президентом России Дмитрием Медведевым выразил глубокие соболезнования в связи с трагедией на Волге.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG