Линки доступности

В Петербурге отмечается 75-летие со дня рождения поэта

В последнюю декаду мая в Санкт-Петербурге отмечают 75-летие со дня рождения Иосифа Бродского. В рамках Х Петербургского международного книжного салона, проходившего в Михайловском манеже, были представлены новые книги о поэте: «Иосиф Бродский и его семья» Михаила Кельмовича, «Бродский среди нас» Эллендеи Проффер Тисли, «Бродский. Русский поэт» Владимира Бондаренко.

В Музее Анны Ахматовой актеры петербургских и московских театров показывают камерные спектакли, посвященные Иосифу Бродскому, его окружению и культурной жизни Ленинграда второй половины ХХ века. Общее название серии спектаклей – «Бродский DRIVE».

24 мая, в день рождения Бродского, в квартире 28 дома 24 по Литейному проспекту (этот дом известен также как Дом Мурузи) состоялось пробное – всего на несколько часов – открытие музея «Полторы комнаты».

«Поэты всегда возвращаются»

Подготовительные работы по созданию музея в квартире, где Бродский жил с 1955 по 1972 год (за вычетом полутора лет ссылки в деревню Норенская Архангельской области) длились более пятнадцати лет и осложнялись постоянными поисками средств для выкупа и реставрации квартиры. (http://www.golos-ameriki.ru/content/museum-iosif-brodsky/940205.html)

В результате первым посетителям музея представлены кухня, коридор и те самые полторы комнаты, где жили родители Бродского и сам поэт. Есть также несколько экспонатов конца пятидесятых – начала шестидесятых годов – два старых пианино, пишущая машинка, телефонный аппарат с крутящимся диском, кухонные полки.
Наконец, в последнем помещении – бюст поэта, сделанный после получения им Нобелевской премии по литературе голландским скульптором Сильвией Виллинк, а также работа современного петербургского автора Владимира Свердлова. Она представляет собой сделанное из переплетающихся обручей изображение головы Бродского, и, помещенная в оконный проем, позволяет взглянуть на город его глазами.

В день отъезда Иосифа Бродского в эмиграцию его ближайшие друзья подробно сфотографировали всю обстановку квартиры, будучи уверенными, что когда-нибудь здесь непременно будет музей.

Среди этих фотографов-любителей был и Михаил Мильчик, ныне - председатель правления Фонда создания музея Бродского. Собравшимся на открытие музея поклонникам поэта он рассказывал, как в тот памятный день 4 июня 1972 года он по просьбе Бродского опустил в почтовый ящик письмо, адресованное Брежневу. В нем были такие строки: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге».

Возвращение на бумаге состоялось через 15 лет – в 1987 году в декабрьском номере журнала «Новый мир» было опубликовано несколько стихотворений Бродского. В разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» один из ближайших друзей поэта – писатель и историк Яков Гордин – так описывает этот эпизод: «Иосиф был очень недоволен этой публикацией. Когда он мне позвонил, то сказал, что с “Новым миром” дело иметь больше не будет. Что же до моих личных ощущений, то к тому времени большого удивления от этой публикации не было. Было понятно, что эта публикация – нормальное явление, и что этот процесс сейчас только начинается, и постепенно он перейдет в лавину. Что, в общем, и произошло, вспоминает Яков Гордин. И признается: «Ну конечно, было странно все-таки видеть на советской бумаге под советской обложкой его стихи, подписанные его фамилией. Так что чувства были двойственные. Но потрясения не было. Вот если бы это случилось году в семьдесят пятом – да, это было бы чудом!»

«Бродскому не грозит участь Маяковского»

В 1975 году, о котором упомянул Яков Гордин, стихи Иосифа Бродского в СССР ходили только в самиздате и в еще более редком «тамиздате». Перепечатанными на машинке их впервые прочел и лидер Общероссийского общественного движения «Союз правых сил» Леонид Гозман, специально приехавший на открытие музея Бродского из Москвы. «Я вначале прочитал его стихи – по-моему, это были “Пилигримы” и “Он верил в свой череп”– а уже потом узнал, что он был судим, отбывал ссылку и так далее. Это было очень давно, я тогда был еще студентом. Безусловно, его биография очень важна для того, чтобы понять масштаб личности, но творчество для меня стоит на первом плане. И я никогда не прислушивался к тому, что говорят о Бродском другие, у меня всегда было к нему личное отношение»,– рассказал Леонид Гозман корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Во время короткого митинга, состоявшегося во дворе дома Бродского перед открытием музея, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов подчеркнул, что открытие музея Бродского совпало не только с юбилейной годовщиной со дня рождения самого поэта, но также с Днем славянской письменности и с Днем города. «Я думаю, что музей “Полторы комнаты” станет культурным центом в Санкт-Петербурге. Предстоит еще очень много работы для того, чтобы музей стал в какой-то степени воспитателем нашей молодежи, которая так любит Иосифа Александровича Бродского. Это очень значимо, и Санкт-Петербург, и все россияне гордятся тем, что он жил у нас!», – заверил собравшихся вице-губернатор.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у литературоведа Валентины Полухиной, не грозит ли Бродскому, который в 60-е годы был самым известным представителем литературного андерграунда, превратиться в символ официоза?

«Нет, ни в коем случае,– считает Полухина,– он поэт достаточно сложный, чтобы стать массовым. Но в то же время, в его творчестве найдется что-то для каждого человека».По мнению литературоведа, “забронзоветь” как Маяковский, Бродскому не грозит».

Длинная очередь в «полторы комнаты»

В Санкт-Петербург Валентина Полухина приехала из Великобритании, где живет с 1973 года.26 мая в Музее Анны Ахматовой состоится презентация подготовленной ею антологии русских и зарубежных поэтов «Из не забывших меня. Иосифу Бродскому. In memoriam».

Экскурсия по «полутора комнатам» длится около двадцати минут. В каждую группу, которая поднимается по так называемой «черной лестнице» на второй этаж в квартиру № 25, берут не более пятнадцати человек. А плотная очередь желающих попасть в музей Бродского, растянулась почти на двести метров – по Литейному проспекту, улице Пестеля, улице Короленко до подворотни во двор дома, на внутренней стороне которого, если верить очевидцам, начиная с июня 1972 года, регулярно появлялась начертанная мелом надпись «Здесь жил Иосиф Бродский».

Начиная с 25 мая, в квартире поэта продолжатся реставрационные работы, дата окончания которых пока неизвестна.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG