Линки доступности

Американское общество технологично. Лучшие умы со всего света создали в США критическую интеллектуальную массу во многих областях науки и техники. В «Технологиях» пойдет речь о них, но не только. Само понятие "технология" в Америке применимо буквально ко всему, в том числе к обществу. Новые материалы в рубрике «Технологии с Крыловым» каждую неделю по средам

В конце августа компания-стартап Booktrack выпустила на рынок новые е-книги. Они отличаются от тех, что читают на Kindle и подобных устройствах использованием мультимедийного сопровождения. Новый продукт представляет собой приложение для айпада, которое проигрывает музыку и звуковые эффекты, соответствующие (по крайней мере, с точки зрения сотрудников Booktrack) той странице текста, которая читается в данный момент. Так, в выпущенных рассказах Конан Дойла используется музыка, достигающая крещендо в кульминационном месте, а во «Власти шестерых» Питтакуса Лора звучит полицейская сирена.

Компания Booktrack получила поддержку от Питера Тиля (Peter Thiel), известного по инвестициям в PayPal и Facebook. Компания также заключила договоры с Sony/ATV Music Publishing и издательским домом Harper Collins. В рекламных акциях при запуске продукта на рынок принимали участие Джеймс Фрей и Салман Рушди, произведение которого «На Юге» вскоре планируется выпустить в новом мультимедийном формате. В планах компании также «Приключения Гекльберри Финна», «Питер Пэн», «Три мушкетера» и другие «вечнозеленые» произведения.

Что ж, можно поздравить себя со сбывшимся прогнозом. В августе прошлого года я анализировал, к чему приведет рост популярности е-книг и написал: «очень вероятно появление книг-клипов в мультимедийном формате с видеовставками и музыкой». Прошел год, и вот она, первая мульмедийная книга с музыкой. Посмотрим, сколько пройдет до появления первых книг с видеовставками.

Реакция на продукцию Booktrack пока не самая благоприятная. В качестве примера можно почитать (на английском) статью «Booktrack: просто ужасная идея. Совершенно ужасная». Критика основывается на том, что мультимедийный формат противоречит самому процессу чтения, который основан на отрешении от окружающей реальности и включении воображения как реакции на авторский текст.

С этим трудно не согласиться. Но следует уточнить, что поколение, выросшее на Интернете, воспринимает текстовую информацию иным образом. Сочетание текста, графики и звука обычное дело для многих интернет-сайтов. Пожалуй, чаще всего пользователи сталкиваются с таким сочетанием в социальных сетях и блогах. Что уж говорить о компьютерных играх – они основаны на графике и звуке. Сейчас вполне можно говорить о поколении, растущем на компьютерных играх. Это означает, что люди, для которых компьютерный экран привычнее традиционных книг, скорее всего, будут реагировать на мультимедийность книг не так, как читатели, выросшие на бумажных изданиях. Кроме того, такие проекты как Living Books, ориентированные в основном на детей, уже тестировали подобные форматы, в том числе в школах. Их можно назвать прообразом вышедших сейчас мультимедийных книг.

Не возьмусь предсказывать успех этого нового для издательского дела формата. Он зависит в том числе от соотношения цен на бумажные книги и новые электронные. (Копировать цифровую информацию на порядки дешевле, так что мультимедийные издательства теоретически могут себе позволить очень низкие цены.) Поговорим о том, «к чему все это ведет».

Прежде всего, к утере прежних навыков чтения у нового поколения. Способность вполне понимать написанное, анализировать прочитанное и подключать воображение напрямую зависит от умения длительное время концентрировать внимание на тексте. Это умение сейчас теряется, и оно будет уменьшаться и далее с распространением мультимедийных книг.

Размывание границы между текстом и мультимедийными средствами (графикой, звуком) расширит развлекательные возможности литературы за счет других ее функций. Передача опыта и знаний в прежнем объеме через мультимедийные форматы вряд ли возможна.

Еще одна открывающаяся возможность – обратная связь от читателя в режиме реального времени. Проект Enhanced Editions (Англия), например, сообщал о возможности отслеживать реакцию читающего на различные фрагменты текста. Какое поле для маркетинга и изучения массовой психологии это открывает, объяснять излишне.

XS
SM
MD
LG