Линки доступности

«Австрийская Мона Лиза» получила подкрепление из Голливуда


Очередь в галерею

Очередь в галерею

Моновыставка «Портрета Адели Блох-Бауэр» Густава Климта в Нью-Йорке стала сенсацией

НЬЮ-ЙОРК – На углу Пятой авеню и 86-й стрит царит необычное оживление. Очередь в «Новую галерею» (Neue Galerie) огибает здание, где она расположена, и тянется чуть ли не до следующего квартала. Интерес к только что открывшейся здесь выставке огромен. Это необычно хотя бы потому, что картина, ставшая «изюминкой» экспозиции, все последние годы доступна для обозрения.

Речь идет о выставке «Густав Климт и Адель Блох-Бауэр: женщина в золотом» (Gustav Klimt and Adele Bloch-Bauer: The Woman in Gold). Она открылась с разницей в один день с голливудским игровым фильмом под тем же названием «Женщина в золотом», где главную героиню Марию Альтман играет британка русского происхождения Хелен Миррен.

Как считает куратор выставки Джанис Стаггс (Janis Staggs), сегодня внимание к картине высоко как никогда раньше, и это, по ее мнению, связано с синхронным выпуском на экраны фильма «Женщина в золотом».

«Портрет Адель Блох-Бауэр 1» можно считать выдающейся работой в творчестве Климта по ряду причин, – сказала «Голосу Америки» Джанис Стаггс. – Это единственный для него портрет в так называемом золотом стиле, с активным использованием золота на полотне. Зимой 1903 года он посетил церковь Сан-Витале в Равенне и был потрясен роскошью византийских мозаик 6-го века, которые он там увидел. Вскоре художник стал использовать драгоценные и полудрагоценные камни в своих мозаичных произведениях. Он также увлекся рельефами и декоративным украшением своих живописных композиций, а в данном случае использовал щедрый декоративизм как главный принцип композиции».

Помимо «коронного портрета», который называют «австрийской Моной Лизой» или «Золотой Адель», в экспозиции представлены семь других картин Климта из частных коллекций, включая два пейзажа, а также винтажные фотографии, эскизы и наброски к картине. На одной стене в виде информационного табло представлена вся сложная и драматичная история создания и последующая судьба шедевра. На стендах – ювелирные изделия эпохи модерн, предметы быта и мебели, которые дают представление об аристократичном образе жизни семьи Адели Блох-Бауэр, которая заказала Климту этот портрет, и других «сливок» венского высшего света тех лет.

«В дополнение нам очень хотелось донести элегантность и богатство стиля эпохи и поближе познакомить публику с личностями модели и художника, – подчеркнула Стаггс. – Для этого мы знакомим гостей со старинными фотографиями, рисунками, декоративными украшениями, артефактами начала 20-го века, которые озаряют новым светом уникальную художественную ценность портрета».

Мировой сенсацией стало приобретение «австрийской Моны Лизы» в 2006 году магнатом и меценатом Рональдом Лаудером за сумму 135 млн долларов, на тот момент рекордно высокую (ее очень скоро побили продажи картин Сезанна и Гогена). Эта сделка была очевидно частью мастер-плана Лаудера, который в 2001 году основал Neue Galerie, небольшую галерею немецкого и австрийского искусства, приобретя красивый небольшой особняк на «музейной миле» Манхэттена, между Метрополитен-музеем и Музеем Гуггенхайма.

«Модель, позировавшая Климту, была одной из самых значительных персон высшего общества Вены начала 20-го века, – рассказала далее «Голосу Америки» куратор выставки. – Адель Блох-Бауэр и ее муж Фердинанд собрали одну из важнейших частных коллекций живописи своего времени, включая и несколько значительных произведений Климта. Адель была, к тому же, единственной моделью, которую Климт запечатлел на двух портретах».

Кинокартина британского режиссера Саймона Кертиса «Женщина в золотом», подстегнувшая интерес к личности Адели и к выставке в Нью-Йорке, рассказывает историю жизни племянницы Адели – Марии Альтман (1916-2011). Ценой невероятных усилий ее самой и ее одаренного и напористого адвоката, внука композитора Шенберга (его играет Райан Рейнолдс) удалось добиться судебным порядком реституции картины. Нацисты реквизировали картину вместе с другими жемчужинами коллекции Блох-Бауэров, а после войны она стала гордостью венского музея-дворца Бельведер.

Некоторые посетители выставки подолгу, как завороженные, стоят возле портрета Адели. Арт-критики пишут о нем как о выдающемся произведении австрийской школы начала 20-го века, когда, наряду с Климтом, творили такие мастера, как Эгон Шиле и Оскар Кокошка. Впрочем, далеко не все эксперты расточают восторги.

«При всей оптической бравурности и мечтательной поэзии, это далеко на самая волнующая картина нового времени, – пишет в своей рецензии на выставку обозреватель «Нью-Йорк таймс» Кен Джонсон. – Она декоративно избыточна, вплоть до ощущения удушливости, ее эротический шарм как бы стыдливо приглушен, вплоть до ощущения анемичности. Если бы не то, что произошло с картиной по ее завершению, она вряд ли была бы столь знаменитой сегодня».

Климт начал работу над полотном в 1903 году и закончил ее через четыре года. Перед смертью в 1925 году Адель написала в завещании, что передает портрет, вместе с другим ее портретом работы Климта и четырьмя пейзажами, Австрийской галерее, позже получившее название Бельведер. Но когда произошел «аншлюс» и власть захватили нацисты, портрет оказался в стенах Австрийского музея.

В 1998 году Альтман, бежавшая от нацистов в США и поселившаяся в 40-е годы в Калифорнии, потребовала от правительства Австрии вернуть ей семейные ценности. Ей было отказано, и она подала в суд на Австрию в суде Калифорнии. В ее пользу принял решение Верховный суд США, после чего в 2006 году Австрия пошла на попятную. Альтман вернули «Портрет Адели», который она продала Лаудеру.

При всей кажущейся простоте структуры выставки, как призналась Джанис Стаггс, ее подготовка оказалась сложным и долгим делом.

«Главным вызовом оказалось помещение портрета в исторический контекст, – отметила куратор. – А также объяснение ее очень сложного провенанса (индивидуальная история произведения искусства, востребуемая современным арт-рынком для подтверждения ее подлинности. – О.С.)».

С того момента, как картину вернули наследникам Блох-Бауэр, а затем приобрели для Новой галереи в Нью-Йорке, она всегда находилась в открытом доступе. Это, кстати, было условием, которое поставила Мария Альтман при ее продаже Рональду Лаудеру.

Выставка продлится до 7 сентября 2015 года.

XS
SM
MD
LG