Линки доступности

Белорусов смогут сажать, если они получат деньги из-за границы

В четверг 13 октября достоянием медийной общественности Беларуси стал текст нового законопроекта о деятельности партий и общественных организаций в республике.

Как передают белорусские СМИ, 30 сентября Совет Министров страны предложил, а уже 3 октября, в отсутствие прессы, белорусский парламент одобрил проект закона, ужесточающего ответственность за финансирование из-за границы политических партий и общественных организаций.

Так, Статья 3692 о «Получении иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства РБ» в измененном законодательстве теперь гласит:

«Получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для осуществления экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством Республики Беларусь, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, <...>, проведения семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, — наказываются штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет».

В Статье 24 Закона РБ «О политических партиях» также появилось следующее дополнение, касающееся судьбы конфискованных правоохранительными органами средств:

«Денежные средства и иное имущество, полученные политическими партиями, союзами и созданными ими юридическими лицами из источников, запрещенных настоящей статьей, должны быть переданы в доход государства».

Напомним, что несколькими днями ранее белорусский парламент принял поправки в закон о массовых мероприятиях, по которому любой сбор граждан по любому поводу без санкции властей может быть приравнен к несанкционированным акциям. Этот закон грозит лишением свободы до трех лет даже за призывы к участию в несанкционированных собраниях, передают «Белорусские новости».

Обыски без предупреждения

Стоит также отметить, что сейчас белорусскими парламентариями рассматривается проект закона об органах государственной безопасности, который может расширить полномочия белорусских спецслужб.

Майя Кочиянчич, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, заявила в пятницу белорусскому информационному агентству БелаПАН, что новые законопроекты «подразумевают дальнейшее ужесточение ограничений на деятельность в стране гражданского общества и политической оппозиции, уже действующих в сложных условиях и являющихся объектом ограничительных правил регистрации».

Как передает новостной портал naviny.by, согласно новому закону, любые общественные протесты без разрешения властей теперь будут запрещены, а зарубежное финансирование НГО становится уголовно наказуемым преступлением.

«Законопроект о внесении изменений в закон об органах госбезопасности, который пока только внесен на рассмотрение парламента, значительно расширяет права сотрудников спецслужб, в том числе разрешает беспрепятственное проникновение в любое время суток в жилые и офисные помещения, применение физической силы и спецсредств», – пишет интернет-ресурс.

Заместитель главного редактора газеты «Белорусы и Рынок» Павлюк Быковский считает, что новое законодательство, несмотря на всю его жесткость, не будет иметь прямого назначения. По мнению белорусского журналиста, в ближайшее время нововведения станут, скорее всего, сигналом гражданскому обществу Беларуси.

Все новое – это хорошо забытое старое

«Я думаю, что эти поправки носят устрашающе-профилактическое действие больше, чем что бы то ни было еще. Эта норма сама по себе не является новизной. Просто теперь вместо административного наказания за использование финансовой помощи на политические цели извне будет применяться уголовное. Это, безусловно, серьезное ужесточение, однако мне кажется, что оно вряд ли будет применено на практике», – отметил Быковский в интервью с корреспондентом «Голоса Америки».
Профессор Рэдфордского университета Григорий Иоффе согласен с Быковским в том, что принятое белорусским парламентом законодательство не станет кардинальным нововведением, ввиду того, что подобные запреты в Беларуси уже существовали, хотя и карались по-иному.

«Однако здесь нельзя забывать то, что в Беларуси дело не столько в самих законах, сколько в способе их применения. Поэтому то обстоятельство, что эти поправки были приняты именно сейчас – вскоре после того, как многие политзаключенные были осуждены, а потом отпущены, – говорит о том, что они (поправки – И.Т.) направлены на предотвращение событий 19 декабря прошлого года. Белорусское руководство продолжает настаивать на том, что те акции протеста стали следствием финансирования белорусских оппозиционеров зарубежными спонсорами. Как мне кажется, они так считают не без основания», – заметил Иоффе.

Белорусский PATRIOT Act

Американский профессор не исключает того, что в случае серьезной критики нового закона со стороны стран Запада, в частности Соединенных Штатов, белорусские власти могут попытаться провести параллели между его основными положениями и американским Патриотическим актом, подписанным Джорджем Бушем-младшим в октябре 2001 года.

Напомним, Патриотический акт (USA PATRIOT Act) наделил правительство и правоохранительные органы США широкими полномочиями по надзору за гражданами, а также позволил Министерству финансов США отслеживать все банковские операции лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями и террористами-одиночками.

«Я не исключаю, что белорусские власти выберут такую форму защиты. Дело в том, что в Патриотичесом акте, по части отмывания денег, некоторым правоохранительным структурам США даны чрезвычайные полномочия для того, чтобы они следили за банковской активностью. В белорусском же случае власти рассматривают финансовую помощь оппозиционным организациям, как отмывание денег», – полагает Иоффе.

Быковский не совсем разделяет точку зрения рэдфордского профессора, отмечая, что параллели между двумя документами, безусловно, найти можно, однако, по мнению журналиста, законы построены на фундаментально разных юридических посылах.

«В американском акте речь идет о борьбе с терроризмом; в белорусском же законе говорится о деятельности общественных организаций и политических партий. Я также хотел бы подчеркнуть, что американский закон не запрещает компаниям и фирмам направлять пожертвования на деятельность общественных организаций. В Беларуси такие пожертвования воспринимаются властью, как нелояльность режиму, поэтому представители белорусского бизнеса, как правило, не участвуют в таких проектах, либо делают это очень осторожно», – рассказал «Голосу Америки» заместитель главного редактора газеты «Белорусы и Рынок».

Рассуждая о резонности нахождения параллелей между белорусским юридическим нововведением и Патриотическим актом США, американский адвокат Борис Кузнецов обратил внимание корреспондента «Голоса Америки» на то, что Соединенные Штаты приняли Патриотический акт только после террористических атак 11 сентября 2001 года. Это была абсолютная необходимость, считает Кузнецов.

«Подобного рода документы существуют и в других развитых странах, однако они вводят такие запреты исключительно на финансирование террористической деятельности. Я проделал кое-какое исследование и могу вам сказать, что Россия, Франция, Германия, Финляндия, Израиль и Польша имеют подобные законы. Но они все касаются финансирования терроризма. Что касается белорусского законопроекта, то там ситуация несколько иная. Грубо говоря, если у людей, проявляющих некую гражданскую или политическую активность, начнутся проблемы со здоровьем, и для лечения они воспользуются деньгами, переведенными из-за рубежа, то теперь власти спокойно смогут применить к ним уголовную ответственность», – заключил американский адвокат.

Другие материалы о событиях в Беларуси читайте в рубрике «Беларусь»

XS
SM
MD
LG