Линки доступности

О причинах кризиса белорусской экономики и перспективах выхода из него размышляет независимый американский эксперт Роберт Саргсян

На мой взгляд, ахиллесовой пятой экономики Беларуси является экономический популизм, практикуемый ее президентом Александром Лукашенко на протяжении всех 17-ти лет его бессменного пребывания у власти.

Поразивший страну в последние месяцы экономический кризис приобретает все более угрожающий характер. Многие эксперты винят в произошедшем предвыборную экономическую политику Александра Лукашенко. Накануне декабрьских президентских выборов 2010 года Лукашенко повысил зарплаты служащих госсектора на 40%, а также позволил банкам получать займы по сниженным процентным ставкам с целью стимулирования экономической активности.

Если верить белорусской статистике, цели были достигнуты – ВВП Беларуси достиг роста в 11% в первой половине 2011 года. Рост за аналогичный период в 2010 составил около 7%. Однако проконтролировать перегревшуюся экономику страны, которая в результате роста и увеличения доходов стала импортировать темпами, значительно превышающими темпы экспорта, белорусскому лидеру не удалось.

Растущие цены на энергоресурсы еще более усугубили ситуацию с растущим дефицитом торгового баланса. В результате Беларусь быстро исчерпала свои валютные резервы. Только в июне индекс потребительских цен поднялся на 8,6% по сравнению с предыдущим месяцем. Растущий бюджетный дефицит и быстро тающие ликвидные резервы страны в 2011 году заставили Беларусь девальвировать рубль на 36%.

Это не помогло, наоборот, рост цен и дефицит импортных продуктов стал причиной паники, а позднее и стихийных протестов среди населения. По данным Госкомстата в сравнении с прошлым годом, в июне 2011 года индекс потребительских цен в Беларуси подскочил на 44%. Однако падение ВВП, скорее всего, продолжится и во второй половине текущего года, поэтому правительство вынуждено было скорректировать экономический прогноз на 2011 год. Согласно новому, более реалистичному сценарию, годовой рост ВВП может составить 1-3%, а не 6-7%, как планировалось ранее.

В начале текущей недели Национальный банк Беларуси объявил о повышении с 20 июля ставки рефинансирования до 20%. Я считаю, что учитывая замедление экономики, и повышение процентных ставок Нацбанком, уровень инфляции в Беларуси в конце года, скорее всего, может составить около 30%-35%.

Неудивительно, что в поисках выхода из кризиса Беларусь обратилась к потенциальным кредиторам – в первую очередь, к России и Международному валютному фонду.

Россия уже поддержала выделение первого транша в $800 млн (от общей суммы займа в $3 млрд) из резервного фонда ЕврАзЭС.

Однако независимые эксперты считают, что этого будет недостаточно. Очевидно, что это понимают и в Минске – Беларусь запросила у МВФ $8 млрд. Как заявляют белорусские официальные лица, Беларусь, как член МВФ, имеет право получить заемные средства организации.

Действительно, согласно механизму Stand-By and Extended Arrangements, страна-член МВФ вправе обратиться за финансовой поддержкой в случае, если она испытывает проблемы в области обслуживания платежного баланса. Такое условие применимо в случае с Беларусью – страна не в состоянии профинансировать свои международные платежи без чрезмерного уменьшения своих резервов. МВФ в данном случае призван обеспечить тот буферный фонд, который страна должна использовать для совершения международных платежей.

Однако следует учитывать, что размер кредита МВФ, предоставляемого стране, рассчитывается на размере ее квоты (членского взноса). К примеру, согласно тому же механизму Stand-By and Extended Arrangements, страна имеет право получить за год кредит, который не может превышать 200% от размера квоты страны. Общий кумулятивный размер позволяемого кредита составляет 600%.

По последним данным МВФ, соотношение финансовых средств, уже использованных Беларусью и ее квотой, составляет 587.35%. Т.е. страна уже почти использовала положенные ресурсы. Конечно, бывают экстренные ситуации, когда страны могут получить кредиты, намного превышающие установленные нормы, но в таком случае в Минске должны отдавать себе отчет, что подобный сценарий приведет к намного более строгим требованиям и жестком мониторинге со стороны МВФ.

Такой подход полностью отвечает требованиям устава этой финансовой организации. Хотя в СМИ можно встретить мнение, что западные страны могут потребовать от президента Лукашенко смягчения политики в отношении белорусской оппозиции, сам МВФ, естественно, не вмешивается в политические вопросы. Требования МВФ будут иметь весьма прагматичный характер – проведение экономической политики, которая позволит Беларуси выйти из кризиса, и … выплатить обратно кредит, разумеется, с процентами.

Стоит вспомнить, что во второй половине 2010 года, сразу же после получения последнего транша в рамках программы МВФ в Беларуси, Лукашенко почти вдвое повысил зарплаты в госсекторе, а также повысил затраты практически по всем статьям госрасходов. Независимые эксперты в Беларуси считают, что таким образом он «покупал» себе поддержку населения на декабрьских президентских выборах. Думаю, на этот раз МВФ потребует от Беларуси принятия ряда жестких экономических мер.

Основными требованиями будут, скорее всего, прекращение политики многоступенчатой системы обменного курса валюты (для банков и населения), а также введение свободноплавающего курса белорусского рубля. Кроме этого, как минимум, Лукашенко придется согласиться с замораживанием зарплат служащих госсектора и дальнейшим увеличением процентных ставок.

Хотя последнее требование уже в некотором смысле выполняется Беларусью, а интересами чиновников Лукашенко жертвовать не впервые, пойти на первые два условия белорусские власти, скорее всего, будут просто не в состоянии. Массовая приватизация экономики Беларуси является еще одной рекомендацией МВФ – а это чревато резким ростом безработицы в стране со всеми вытекающими последствиями.

Белорусский лидер, похоже, оказался заложником собственной популистской экономической политики, так как любое развитие событий – не в его пользу. Если правительство пойдет на замораживание зарплат, в условиях нынешней высокой инфляции это вызовет новый всплеск недовольства населения и усиление протестов. Если даже режим сумеет отсрочить кризис путем продажи крупных промышленных объектов России, Китаю или другим субъектам, без решения фундаментальных проблем Беларуси не избежать новых витков инфляции и социальной нестабильности.

Другие материалы о событиях в Беларуси читайте в рубрике «Беларусь»

XS
SM
MD
LG