Линки доступности

Балет Баланчина поставлен на российской сцене американскими хореографами


Джордж Баланчин

Джордж Баланчин

Танцевальные традиции двух стран сошлись в Санкт-Петербурге

29 ноября на сцене Михайловского театра Санкт-Петербурга будет представлен одноактный балет «Вариации на тему “Раймонды”» на музыку Александра Глазунова. Постановка, в которой заняты учащиеся Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, приурочена к 110-летию со дня рождения Георгия Баланчивадзе, известного во всем мире, как Джордж Баланчин.

Инициатором постановки стал Международный благотворительный балетный фонд «Открытый мир», основанный в 2011 году выпускницей Академии имени Вагановой Екатериной Щелкановой, которая на протяжении ряда лет была солисткой Театра Американского Балета.

Предстоящему событию была посвящена пресс-конференция в офисе информационного агентства «Интерфакс. Северо-Запад», где побывала корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Именно на сцене Михайловского театра Баланчин осуществлял свои первые постановки в качестве хореографа. Кроме того, он – выпускник основанной императрицей Анной Иоанновной «Танцевальной школы» – считается основателем американского балета и корифеем мирового неоклассического балетного искусства.

В советское время балеты в хореографии Баланчина практические не ставились. Те же «Вариации на тему “Раймонды”» были представлены в 1960-е годы в Москве и Ленинграде считанное количество раз. Об этом напомнил исполняющий обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе. Он также привел слова самого Баланчина, который утверждал, что по происхождению считает себя грузином, а по национальности – петербуржцем. «Ученикам “Вагановки” я говорю, что они – избранные, потому что мы в их возрасте и не мечтали о том, чтобы танцевать балеты Баланчина», – отметил Цискаридзе.

Завет Баланчина: всегда выкладываться на 100%

Екатерина Щелканова, рассказала, что идею постановки одобрил еще один прославленный выпускник «Вагановки» – Михаил Барышников, и его слово стало решающим для того, чтобы нью-йоркский фонд Баланчина принял участие в осуществлении проекта.

После того, как путем длительных переговоров были улажены все вопросы, связанные с правами на оригинальную хореографию, декорации и костюмы, в Санкт-Петербург для занятия с учащимися Академии имени Вагановой отправилась репетитор Фонда Баланчина в Нью-Йорке Дарла Хувер.

Выбор был не случаен, поскольку педагогом Дарлы Хувер в свое время была выпускница «Вагановки» Александра Данилова. Кроме того, выпускным спектаклем американской балерины также были «Вариации на тему “Раймонды”», где она танцевала главную партию. А хореографом этой постановки являлся сам Джордж Баланчин.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Дарла Хувер подчеркнула, что и она, и ее коллеги относятся с глубочайшим почтением к традициям русского балета: «Я, будучи еще маленькой девочкой, слышала множество историй о великой танцевальной школе, основанной здесь, в России. И я, как большую честь воспринимаю выпавшую мне возможность выразить свое восхищение русской балетной традицией».

Вспоминая свой опыт профессионального общения с Баланчиным, гостья из Нью-Йорка отметила: «Самое главное, чему он нас научил – всегда выкладываться на сто процентов, вне зависимости от того, что мы делаем. И еще две вещи, которые я запомнила: необходимость испытывать уважение к искусству, которому собираешься посвятить свою жизнь. И прилагать все силы, чтобы сделать это искусство еще прекраснее».

«Мы несем ответственность перед историей»

Екатерина Щелканова привела слова директора Фонда Баланчина Хелен Соррен о том, что подобные постановки служат мостом для укрепления связей между российским и американским искусством. И это – особенно важно в период, когда взаимоотношения между двумя странами переживают нелегкие времена.

В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» Щелканова отметила, что слоганом фонда «Открытый мир», предназначенного для поддержки творчески одаренных детей, лишенных родительской опеки, стала фраза United By Dance – «Объединенные танцем».

«Это очень важно для нас, – продолжает Екатерина Щелканова, – потому что мы, люди искусства, несем ответственность перед цивилизацией, перед историей, и мы делаем все возможное, чтобы люди любых национальностей почувствовали единение в той области культуры, которой они занимаются».

Более 20-ти лет президент фонда «Открытый мир» переехала в США, но значительную часть времени проводит в России, в том числе – в Санкт-Петербурге. В прошлом году при помощи Фонда было отмечено 65-летие Михаила Барышникова, и в рамках этой программы в Северную столицу приехала большая группа школьников из Риги.

«Ребята, и также их педагоги и родители увидели любимый город Бродского, Баланчина, того же Барышникова. То есть, таким образом, мы способствуем взаимопроникновению культур, содействуем пониманию, нахождению общих слов, уважению и даже любви одной нации к другой. Именно такой идеей пронизаны все действия нашего фонда, и мы очень стараемся, по мере возможности, привлечь всех интересных людей к нашей работе, чтобы вместе делать полезные и красивые дела», – говорит Екатерина Щелканова.

И в качестве примера приводит постановку «Вариаций на тему “Раймонды”», осуществленную на Михайловского театра Санкт-Петербурга силами учащихся Академии балетного искусства имени Вагановой с помощью нью-йоркского Фонда Джорджа Баланчина.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG