Линки доступности

Удастся ли спасти лидера российского автопрома?


В бизнес-плане «АвтоВАЗа» признается, что уровень качества выпускаемой заводом продукции является «чрезвычайно низким» как на уровне поставок, так и на уровне собственного производства. Плохое качество автомобилей частично объясняется «низким качеством покупных комплектующих». В бизнес-плане признается, что «АвтоВАЗ» так и остался зависимым от монопольных поставщиков, не смог наладить систему «узловой сборки и поставки». Фактически в документе не упомянут ни один положительный фактор – собственная дилерская сеть «АвтоВАЗа» остается «неэффективной», экспорт – «заброшенным», восприятие марки – «неудовлетворительным». Да еще и сбыт автомобилей был ориентирован «на возможности производства, а не на заказ потребителя».

Бизнес-план был подготовлен для ознакомления с ним правительственной делегации во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Для оздоровления ситуации крупнейшему российскому автопроизводителю необходимо 70 миллиардов рублей. При этом раскошелиться предстоит не только российскому бюджету, но и иностранным акционерам концерна, например, компании Renault, которая владеет 25% процентами акций «АвтоВАЗа». Если же Renault не внесет свою лепту в размере 17,5 миллиардов рублей, доля его акций будет уменьшена до 6%. Между тем сам французский концерн недавно получил от правительства своей страны около 3 миллиардов евро, и, если он примет решение поддержать «АвтоВАЗ», ему наверняка придется отвечать на вопрос, почему он решил потратить часть этих денег на сохранение рабочих мест за рубежом?

Тот факт, что Президент США Барак Обама еще в самом начале кризиса выделил существенные финансы для поддержки американских автопроизводителей, обеспечившие им более «мягкую посадку», явился примером для российского правительства. Но в отличие от американских марок, российские автобренды не отличаются мировым качеством.

А российские власти постоянно твердят, что сделают все для сохранения гиганта отечественного автомобилестроения. Так премьер-министр Владимир Путин заявил, что государство будет поддерживать «АвтоВАЗ» и не допустит его ликвидации. Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что парламент одобрит выделение из федерального бюджета средств на нужды «АвтоВАЗа». «Нужно менять, наверное, направление работы конструкторских подразделений, чтобы сделать базовый автомобиль более приспособленным к продаже на мировом рынке»,– отметил Грызлов и добавил: «Надо сделать все, чтобы завод работал, и при этом выпускал конкурентоспособную продукцию». Правда, это напоминает обещания Михаила Горбачева сделать к концу ХХ века советскую автопромышленность законодателем мировой моды. Пока же, как явствует из бизнес-плана самого автоконцерна, его продукция весьма далека от совершенства.

Вместе с тем, похоже, проблемы «АвтоВАЗа» будут решаться не только за счет денежных вливаний. Президент концерна Игорь Комаров подписал приказ об увольнении к 14 декабря 2009 года 5 тысяч сотрудников. В документе говорится, что сокращения будут проводиться «прежде всего, за счет увольнения на заслуженный отдых работников, достигших пенсионного возраста, с выплатой им всех предусмотренных коллективным договором компенсаций». Ранее данные о сокращении 5 тысяч сотрудников «АвтоВАЗа» подтвердили в Министерстве здравоохранения и здравоохранения РФ. Правда, Игорь Шувалов поспешил заявить, что масштабы сокращения штатов – это неточная информация. Вместе с тем, первый вице-премьер не стал конкретизировать, завышены эти данные, или наоборот, занижены.

А лидер профсоюза автоконцерна Петр Золотарев в общении с журналистами сказал: «Если работники потеряют работу, не будет зарплаты, они должны где-то работать. Что может произойти с голодными людьми? Мы можем организовать действия, которые могут обеспокоить власть. ВАЗ вообще-то не допускает до контроля или, во всяком случае, до информации о том, куда пошли деньги, полученные от правительства. Как используются полученные 25 миллиардов?». По данным профсоюза, сейчас на «АвтоВАЗе» работают около ста тысяч человек, из них 12-14 тысяч – пенсионного возраста, так что объявленная цифра увольнений может быть увеличена.

Пока же сотрудники концерна намереваются провести массовый митинг против намеченных сокращений штата. Митинг запланирован на 17 октября. Правда, к тем, кто будет проявлять особую непокорность, могут быть применены административные меры. Так на Всеволожском заводе Ford в Ленинградской области было уволено 123 человека за отказ работать сокращенную рабочую неделю. По сравнению с «АвтоВАЗом» Всеволожский Ford небольшое предприятие – там трудится около 2500 человек.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG