Линки доступности

«Аполлон-18»: а был ли «мальчик»?

  • Юрий Караш

Участник миссии «Аполлон-12» астронавт Чарлз Конрад-младший

Участник миссии «Аполлон-12» астронавт Чарлз Конрад-младший

На космическую конспирологию продолжает сохраняться широкий спрос

Итак, правительство вновь скрывает от общественности какие-то факты, связанные с космосом. На этот раз, если верить кинематографистам, гриф «секретно» поставлен на целую лунную экспедицию под названием «Аполлон-18» (так фильм и назван). Как известно, официально последней пилотируемой миссией на Луну стал «Аполлон-17», запущенный к естественному спутнику Земли в декабре 1972 года.

Немного истории

Как известно, в мире неоднократно предпринимались (и продолжают предприниматься) попытки дезавуировать программу «Аполлон», как фальшивку, «состряпанную» в НАСА по заказу американского правительства: мол, не было никаких полетов астронавтов на Луну, а все съемки их деятельности на поверхности Селены вышли из павильонов Голливуда. Разговоры об этом начались уже в декабре 1968 года во время полета «Аполлона-8» вокруг Луны.

Отсчет же компании по «разоблачению» «Аполлона» начинается в 1974 году с выходом первой книги на эту тему под названием: «Мы никогда не летали на Луну: мошенничество ценой в тридцать миллиардов», написанной Биллом Кайзингом и Ренди Рейдом. (Bill Kaysing, Randy Reid, «We Never Went to the Moon: America's Thirty Billion Dollar Swindle»). Причем, Кайзинг работал в компании «Рокетдайн», где изготавливались двигатели для «Сатурна-5». Этот факт придавал особый вес его мнению.

Теория фальсификации лунной программы США получила свое наиболее яркое выражение в художественном фильме «Козерог-1», снятом в США в 1978 году. Он рассказывал о том, как НАСА с помощью спецэффектов фальсифицировало полет, правда, не на Луну, а на Марс. Однако намек был очевиден.

Немного масла в «огонь» подобных предположений подлил и известный американский кинорежиссер Стэнли Кубрик – автор «Космической Одиссеи 2001». Он признался, что по заказу НАСА имитировал в съемочном павильоне некоторые предполагаемые эпизоды деятельности астронавтов на Луне. Но никакого злого умысла тут нет: просто НАСА не было уверено, что телепередача с поверхности Селены будет достаточно высокого качества, чтобы дать зрителям представление о том, что там делают астронавты. Вот агентство и воссоздало на Земле то, что должно было происходить на Луне.

В своих попытках доказать, что «Аполлон» – большая ложь, сторонники этой теории, порой, переходят всякие границы. Так, в сентябре 2002 года некий американец по имени Барт Сибрель назвал База Олдрина в лицо «трусом» и «лжецом» и потребовал, чтобы тот поклялся на Библии, что в самом деле был на Луне. Ответом Сибрелю стал полновесный удар в челюсть, который по-ковбойски нанес ему потерявший выдержку 72-летний астронавт. Кстати, прокуратура Лос-Анджелеса отказалась выдвинуть против Олдрина какие-либо обвинения...

О презентативности аргументов «разоблачителей» «Аполлона» хорошо говорят личности самих «разоблачителей». Один из них – Чарльз Джонсон – президент... «Международного исследовательского общества плоской Земли». Члены этого общества, расположенного в Англии и в США, всерьез утверждают, что наша планета плоская и строят все свои научные и мировоззренческие теории исходя из этого «факта». Внесли свою лепту в «развенчание» «Аполлона» и российские авторы. Из них наиболее известный, пожалуй, Юрий Мухин, который написал книгу под названием: «Анти-Аполлон: лунная афера США».

Хорошо забытое старое

Тема «правительство знает, но скрывает» не нова в мировой кинематографии, посвященной космосу. Помимо уже упомянутого «Козерога-1» в прокат вышли американские фильмы «Ангар-18» (1980 г.) и «День независимости» (1996 г.). Сюжетной фабулой первого было сокрытие НАСА и Белым домом правды о столкновении шаттла с инопланетным космическим кораблем, (а также самого корабля). Во втором выяснилось, что правительство США уже давно изучает инопланетные технологии на базе ВВС, известной, как «Зона 51», которая расположена в штате Невада.

Подхватили эстафету «космической конспирологии» и российские кинематографисты. Вначале была картина Алексея Федорченко «Первые на Луне», снятая в 2005 году в жанре псевдодокументального кино. Лента была посвящена якобы имевшей место в 1930-е годы советской пилотируемой экспедиции на Луну. Следующей картиной стала российско-американская «Аполлон-18», премьера которой состоялась в кинотеатрах России и США 1-го сентября этого года.

В основе фильма лежат две идеи. Первая – уже упомянутая – «правительство лжет общественности». Вторая – на других планетах есть жизнь, о чем власти также умалчивают. Интересно, что «Аполлон-18» – неверие в официальную историю лунной программы США «наоборот». Если подавляющее большинство сомневающихся в этой истории утверждают, что американцы никогда не были на Луне, то авторы «Аполлона-18» не только не ставят под сомнение данный факт, но более того, говорят, что, на самом деле, до Луны добрались не шесть, а семь «Аполлонов».

Островки фактов в море фантазии

Возникает естественный вопрос: зачем правительствам стран, где имеются достоверные свидетельства о посещении Земли представителями инопланетных цивилизаций, или где были контакты с ними, скрывать правду от своих граждан, да и человечества в целом? Разве известие о том, что мы не одни во Вселенной, что где-то в бескрайних просторах космоса у нас есть братья по разуму, не наполнило бы нас радостью, которую испытывает человек, считающий, что он один на белом свете и вдруг обнаруживающий, что у него есть брат или сестра?

Однако это восприятие обычных людей. У политиков куда более сложный и неоднозначный взгляд на эту проблему, о чем свидетельствует подготовленный в 1960 году доклад одного из ведущих американских «мозговых трестов» – Брукингского института. Он назывался «Предлагаемые исследования воздействия на общественную жизнь освоения космоса в мирных целях». Его авторы пришли к следующим выводам:

1. Вероятно, НАСА обнаружит на Луне, на Марсе или же на обоих этих небесных телах предметы искусственного происхождения.

2. Если данные предметы укажут на существование более высокоразвитой цивилизации, то социальные последствия данного открытия будут непредсказуемы.

3. Речь идет о различных отрицательных социальных последствиях, начиная от «сокрушительного разочарования» ученых и инженеров в своих возможностях и достижениях, до «электрифицирующего» всплеска религиозного фундаментализма, и даже до полной «дезинтеграции» общества. Красноречивым примером стали прочитанные по радио 30 октября 1938 года отрывки из книги Герберта Уэллса «Война миров». Тогда многие слушатели решили, что это прямой репортаж о реальных событиях и были охвачены настоящей паникой, ибо поверили в нападение марсиан.

Обратим внимание на главную рекомендацию, которую дают авторы этого доклада: «Исходя из вышесказанного, если данные предметы будут обнаружены, необходимо серьезно подумать о том, чтобы “скрыть” информацию о них от общества». Эта рекомендация – для политиков и в более широком смысле – правящей элиты, которая, в первую очередь, озабочена сохранением собственной власти. Действительно, представим себе на мгновение, что люди узнают о наличии более высокоразвитой (и, возможно, более гуманистической) цивилизации. Захотят ли они после этого сохранять верность своим правительствам, многие из которых погрязли в коррупции и прочих неблаговидных делах?

Есть и еще одна версия, объясняющая, почему некоторые правительства могут утаивать информацию о том, что в их руки попали артефакты внеземного происхождения. Это стремление в одиночку овладеть передовыми инопланетными технологиями путем исследования данных артефактов, чтобы получить преимущество над другими государствами, как в экономической, так и в военной области.

Разгильдяйство льет воду на «мельницу» домыслов

Увы, в августе 2006 года архивисты НАСА невольно дали козырь в руки тем, кто утверждают, что посадки американцев на Луну – выдумка НАСА. После длившихся более года поисков выяснилось, что оригинал видеозаписи первых шагов Нила Армстронга по Луне утерян, или, во всяком случае, его нигде не могут найти.

Дело в том, что кадры высадки Армстронга и Олдрина на Луну, которые благодаря телевидению увидели порядка 600 миллионов человек по всему миру, были своего рода «копией с копии»: телекамера оператора была направлена на экран черно-белого монитора, установленного на Земле. И лишь на самом мониторе была «картинка», полученная благодаря видеосигналу, переданному непосредственно с Луны.

И было тут одно «но». Дело в том, что прямая трансляция видеосигнала с поверхности Селены велась с частотой 10 кадров в секунду. Сделано это было для гарантированной передачи изображения с Луны на Землю. Но для того, чтоб обычная телекамера смогла «рассмотреть» «картинку» на мониторе, частоту кадров пришлось увеличить до 60 в секунду. В итоге, многие из деталей первоначального изображения были потеряны при его «массовой» трансляции на экраны телезрителей.

Вместе с оригиналом видеозаписи первых шагов людей по Селене пропали пленки с записью телеметрии работы систем лунного модуля и также переданные при помощи телеметрии на Землю данные о здоровье Армстронга и Олдрина во время их нахождения на Луне: в общей сложности порядка 700 коробок с разного рода пленками. Однако, по данным газеты «Флорида Тудэй», пропали кино/теле – свидетельства не только миссии «Аполлона-11», но и всех одиннадцати полетов по программе «Аполлон», включая околоземные, окололунные и посадочные. Всего – 13 000 пленок.

«Не думаю, что это было сделано умышленно или с какой-нибудь неблаговидной целью, - сказал о пропаже оригинала Кейт Коуинг – редактор одного из посвященных космосу интернетовских сайтов под названием NASAWatch.com. – Скорее, винить здесь надо огромную правительственную бюрократическую машину, которая десятилетиями
“проворачивается” на одном и том же месте. Жаль, что НАСА не смогло поручить хотя бы одному своему сотруднику следить за состоянием исторического материала агентства».

В июле 2009 года НАСА заявило, что смогло найти в обсерватории Паркеса в Австралии, которая также принимала телевизионные сигналы «Аполлонов» с Луны, пленки, запечатлевшие астронавтов НАСА на Луне. Эти также не оригиналы, но, по словам сотрудников агентства, они лучшего качества, чем записи, которые были до этого времени в распоряжении НАСА. Таким образом, вопрос о том, что же стало с оригинальными пленками, пока остается открытым.

А можно ли было скрыть «большую космическую аферу»?

Как отметил американский историк астронавтики Крег Нельсон, только лишь в обеспечении старта «Аполлона» участвовали 300 специалистов, а всего в рамках пилотируемой программы НАСА в 1965 году, на пике подготовки лунной программы работало 400 000 человек, включая подрядчиков. Правда, в 1973 году, когда на Луну якобы отправился «Аполлон-18», количество сотрудников агентства сократилось до 200 000, но все равно это очень внушительная цифра. Чтобы что-то скрыть тогда, и продолжать скрывать сейчас, нужно было заставить этих людей навсегда принять «обет молчания», подчеркнул Нельсон. Кроме того, требовалось «закрыть рот» миллионам людей, наблюдавших за стартом. В такой стране, как США, где общество с одной стороны осуществляет жесткий контроль над властью, а с другой – на первое место в списке ценностей ставит свободу, в частности свободу слова, подобное в принципе невозможно.

Так почему же все-таки «закрыли» «Аполлон»?

Авторы фильма «Аполлон-18» четко дают понять: программу свернули из-за обнаружения на Луне чуждых и агрессивных по отношению к землянам форм жизни. Но так ли это?

Действительно, говорят скептики, зачем нужно было отменять три полета на Луну («Аполлоны» -18, -19 и -20), если основные средства на эти миссии были уже потрачены? Носители, корабли и лунные модули были построены, экипажи подготовлены. Оставалось только потратиться на топливо для этой техники, на ее предполетную подготовку и на работу двух центров: управления стартом на мысе Канаверал и – полетами в Хьюстоне. Вот, собственно, и все. Не говорит ли «поспешное» сворачивание программы «Аполлон» о том, что американцев «попросила» убраться с Луны какая-то мощная инопланетная цивилизация, которая устроила на естественном спутнике Земли свою базу и лишь короткий промежуток времени смогла «потерпеть» там людей?

Вот, что сказали в интервью «Голосу Америки» два ведущих американских эксперта по космической политике: директор Института космической политики в Вашингтоне, доктор Джона Логсдон и преподаватель в Школе государственной службы Американского университета в Вашингтоне, доктор Говард МакКерди.

Во-первых, нельзя забывать о том, что с точки зрения руководителей США «Аполлон» преследовал, прежде всего политические цели: показать мощь американской науки, техники и экономики. А сделать это можно было лишь при условии, что все аполлоновские миссии прошли удачно. Случись что-либо с кораблем или, не дай Бог, кто-то из астронавтов погиб бы, победа в «лунной гонке» была бы во многом девальвирована.

Предупреждающий «звонок» прозвучал в апреле 1970 года, когда экипаж «Аполлона-13» чудом выжил после взрыва кислородного бака. После этого стало очевидно: астронавты «ходят по краю» и искушать судьбу продолжением полетов на Луну было бы крайне неразумно. Первоначально была выдвинута идея сократить 5 миссий «Аполлонов», но НАСА удалось отстоять «-16» и «-17». Что касается последующих полетов, то агентство согласилось с предложением отменить их «от греха подальше».

Во-вторых, сокращение трех полетов сэкономило не такие уж и маленькие деньги – почти 2 миллиарда долларов. Конечно, в ценах 2011 года это не слишком много, но вспомним, что покупательская способность доллара в начале 1970-х годов была почти в пять раз выше, чем сорок лет спустя. Когда стало очевидно, что «лунная гонка» выиграна, Никсон и руководитель бюджетного отдела Белого Дома приняли в 1970 году решение уменьшить ежегодный бюджет НАСА в два раза – с 6 миллиардов (на пике финансирования «Аполлона) до 3 миллиардов долларов. Таким образом, отмена трех полетов «Аполлонов» экономила почти две трети урезанного ежегодного бюджета агентства.

…И «теория заговора»

Впрочем, есть и еще одно объяснение отмены трех полетов «Аполлонов», которое наверняка понравится любителям «теории заговора». Как известно, президент Никсон очень не любил Джона Кеннеди. Неприязнь эта зиждилась не только на том факте, что Кеннеди выиграл у Никсона президентские выборы 1960 года, но и на том, как он их выиграл. Перевес в пользу Кеннеди составил всего 0,1% (49,7% против 49,6% у Никсона, что и через полвека после этих выборов остается победой с самым малым разрывом в «счете» за всю историю США).

Но дело даже не в этом ничтожном преимуществе. Никсон был уверен, что Кеннеди заполучил голоса избирателей в свою пользу за счет подтасовки голосов. «Аполлон» в глаза Никсона был олицетворением погибшего президента, показателем того, что одно из важнейших дел Кеннеди «живет и побеждает». Уже в силу этой причины лунная программа не вызывала у Никсона особых симпатий. Но главное здесь было даже не в его эмоциях.

Как известно, после гибели в 1968 году брата Джона – Роберта Кеннеди, который намерен был участвовать в президентских выборах 1968 года в качестве кандидата от Демократической партии, «эстафетную палочку» подхватил младший из семейства Кеннеди – Эдвард (1932-2009). Несмотря на свою молодость, он к тому времени уже шесть лет был сенатором от штата Массачусетс (и занимал этот пост в течение 47 лет до своей смерти). Эдвард ясно заявил о своих президентских амбициях, которые намерен был реализовать на выборах 1972 года. Хоть младший из Кеннеди и не обладал такой харизмой, как его погибшие братья, он, тем не менее, все равно был осенен «аурой» знаменитого семейства, что могло дать ему дополнительные голоса на президентских выборах 1972 года.

Ключевой частью этой «ауры» был «Аполлон», который ассоциировался в сознании избирателей с величайшей научно-технической победой Америки, одержанной именно благодаря Джону Кеннеди. Таким образом, лунная программа могла непроизвольно увеличить шансы его брата занять Белый дом. Никсон решил подстраховаться для чего и отменил через год после своего избрания на пост президента «Аполлоны» -18, -19 и -20. По имевшемуся на тот период времени графику полетов последний из «Аполлонов» – семнадцатый, должен был вернуться с Луны за год до выборов 1972 года и лунная программа, таким образом, перестала бы быть действующим «агитатором» в пользу Эдварда Кеннеди.

Таким образом, если не принимать во внимание данную «теорию заговора», то политика, породившая «Аполлон», его же и «убила»: как только США выиграли «лунную гонку» у СССР, у Америки больше не осталось причин продолжать очень дорогостоящие экспедиции на естественный спутник Земли.

Новости науки и техники читайте в рубрике «Наука и техника»

XS
SM
MD
LG