Линки доступности

Катрина Лантос-Суэтт: антиизраильская пропаганда – не путь к миру


Катрина Лантос-Суэтт

Катрина Лантос-Суэтт

Интервью с президентом Фонда в поддержку справедливости и прав человека

Острые дискуссии о перспективах одностороннего провозглашения Палестинского государства в очередной раз высветили не только место затяжного ближневосточного кризиса в мировой политике, но и присущую самому этому кризису многомерность. Адвокаты и оппоненты палестинской инициативы с привычной резкостью обмениваются аргументами – столь же безапелляционными, сколь и взаимоисключающими. Не составляет исключения и экспертное сообщество США. Сегодняшний собеседник Русской службы «Голоса Америки» – Катрина Лантос-Суэтт, возглавляющая Фонд в поддержку справедливости и прав человека. Фонд носит имя ее отца – конгрессмена Тома Лантоса. В истории двадцатого столетия Том Лантос – фигура во многих отношениях исключительная: этот уроженец Венгрии стал первым человеком, пережившим Холокост, избранным в Конгресс США. Делом его жизни стала защита прав человека – поддержка гонимых нацменьшинств, узников совести, политических диссидентов. Катрина Лантос-Суэтт унаследовала политический темперамент своего отца.

Алексей Пименов: Многие аналитики считают возможность одностороннего провозглашения палестинской независимости угрозой мирному процессу на Ближнем Востоке. Ваше мнение?

Катрина Лантос-Суэтт: Все хотели бы, чтобы на Ближнем Востоке наступил мир. И наиболее здравомыслящие пришли к выводу, что нет иного выхода, кроме сосуществование двух государств. А кроме того, они сознают, что не Израиль в течение последних нескольких лет продолжает твердить «нет» этому решению. Поскольку это делает именно палестинская сторона, по существу отвергающая такой подход – в высшей степени реалистический и честный.

Но, вместе с тем, совершенно ясно и то, что достичь мира можно только на пути прямых переговоров между израильтянами и палестинцами. И вот палестинцы предпринимают шаг, который нельзя расценить иначе, как попытку обойти мирный процесс.

А.П.: Высказывается, в частности, такой аргумент: если одна сторона в конфликте заслуживает самоопределения, то как можно отказывать в этом другой?

К. Л.-С.: Разумеется, палестинский народ заслуживает самоопределения. Однако предварительным условием создания Палестинского государства является выполнение обязательства палестинской стороны – официально и недвусмысленно признать право Израиля на существование. Хочу подчеркнуть: израильское правительство и народ признают самоопределение палестинцев. Остается, однако, другая проблема: позиция палестинской стороны, причем речь идет, в частности, о продолжающихся насильственных действиях против Израиля. Достойно сожаления, что Махмуд Аббас заявил недавно о создании правительства национального единства вместе с ХАМАС, лидеры которого контролируют Сектор Газа. Между тем, ХАМАС – это признанная террористическая организация, открыто призывающая к уничтожению еврейского государства. Как же может Израиль отнестись к вопросу о признании Палестинского государства, если его руководители блокируются с ХАМАС?

А.П.: Позвольте мне задать вам более общий вопрос. Недавно Михаил Членов – генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса (объединяющего евреев бывшего СССР) – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки», что сегодняшний антисемитизм существенно отличается от традиционного – правого или крайне правого. Сегодня, отметил он, антисемитизм распространяется среди студенчества, в либеральных, а то и в левых кругах. Вместе с тем многие правоконсервативные христианские движения, напротив, выступают в поддержку Израиля. Чем это объясняется?

К.Л.-С.: Откровенно говоря, антисемитизм существует и в правых, и в левых кругах. Антисемитизм – это древнее бедствие человечества, и с ним нужно бороться. Его необходимо выявлять, подвергать осуждению. Сражаться с ним всякий раз, когда он заявляет о себе. Что же касается поддержки Израиля и еврейской общины религиозными кругами США, то необходимо иметь в виду, что многими из этих людей движет глубокая вера в библейские пророчества. И создание Израиля они рассматривают как их исполнение.

Но вот что, пожалуй, еще важнее, и что должны знать американцы: Израиль – это современное, плюралистическое, демократическое, прогрессивное общество. Американские туристы имеют возможность туда поехать и увидеть это собственными глазами. Это страна, где имеет место равноправие женщин, где не ущемляются права меньшинств, где не преследуют геев и лесбиянок... У Израиля много общих ценностей с Соединенными Штатами. Но ваш вопрос относится к другому – более консервативному участку политического спектра. Там об Израиле судят с религиозной точки зрения. Этим и объясняется произраильская позиция американских правых христиан.

А.П.: Вернемся к вопросу о современном антисемитизме. Многие политические режимы в истории использовали антисемитизм как политическое оружие. В чем все-таки специфика современного антисемитизма?

К.Л.-С.: По-моему, тут необходимо учитывать своеобразие стран и регионов. Я думаю, в частности, о странах, вовлеченных в тот процесс, что получил название «арабской весны». Чрезвычайно досадно, что эти якобы демократы, идущие в первых ее рядах, по меньшей мере терпимо относятся к самому откровенному антисемитизму. По-моему, дело тут вот в чем: есть опасность, что эти страны – Тунис, Египет, Ливия – не сумеют осуществить экономических и политических преобразований. То есть, удовлетворить чаяния народа... Вот и они и обращаются к старым прописям – к антисемитским и антиизраильским клише, – чтобы отвлечь внимание масс от своих провалов. На Западе «арабская весна» вызвала бурю восторгов, нам сейчас очень важно видеть реальность, в том числе и вспышки антисемитизма в рядах этих освободительных движений.

А.П.: Последний вопрос – в русском стиле. Что делать?

К.Л.-С.: Бороться против антисемитизма. Быть готовыми заявить об этом громко и с полной ясностью, идет ли речь о Европе, Африке или Азии, что если единственное еврейское государство на планете подвергается избирательной критике за множество прегрешений, в гораздо большей степени присущих другим странам (положение в которых замалчивается), то такая критика – не что иное, как политический и государственный антисемитизм в действии. И терпеть его недопустимо. Я – дочь людей, переживших Холокост, и мне больно, что более чем через полвека после тех событий эта древняя беда все еще не изжита – ни в Европе, ни на Ближнем Востоке, ни в Африке, ни в Южной Америке. Люди доброй воли должны вместе выступить против этого зла – ничего не страшась и назвав вещи своими именами. Но успех это принесет лишь в том случае, если правительства доброй воли окажут им поддержку.

  • 16x9 Image

    Алексей Пименов

    Журналист и историк.  Защитил диссертацию в московском Институте востоковедения РАН (1989) и в Джорджтаунском университете (2015).  На «Голосе Америки» – с 2007 года.  Сферы журналистских интересов – международная политика, этнические проблемы, литература и искусство

XS
SM
MD
LG