Линки доступности

Небесное соло Амелии Эрхарт

  • Кристина Крутилина

На прошлой неделе в России на большие экраны вышел фильм «Амелия» – биография легендарной Амелии Эрхарт, первой женщины, в одиночку пересекшей на самолете Атлантический океан, впоследствии пропавшей без вести при попытке кругосветного перелета. Режиссер Мира Наир выбрала на главную роль Хилари Суонк, потрясающе похожую на известную летчицу внешне. У зрителей есть шанс оценить сходство – основное действие фильма иногда перемежается документальными съемками и фотографиями Эрхарт.

«Амелия» – фильм об американской мечте девушки из Канзаса, которую не останавливают ни финансовые трудности, ни страх перед неизведанным, ни Великая Депрессия. Желание героини доказать всему миру и себе самой, что она может летать лучше, дальше, выше, может то, что никто до нее не смог, становится лейтмотивом фильма. Свобода – основная ценность Амелии. «Я – воздушный бродяга», – говорит она о себе. Однажды выбрав свое призвание, она раз за разом ставит перед собой новые цели и достигает не только невообразимых для своего времени личных результатов, но и много делает для популяризации авиации в целом. Картина показывает, как даже в экономически непростое время находились мечтатели, которые ни за что не хотели сходить со своего пути и добивались успеха – это вселяет оптимизм. Недаром на кинофорумах (www.afisha.ru / www.avm.ru) многие зрители оценивают фильм не столько по техническим и профессиональным характеристикам, сколько по жизнеутверждающему и воодушевляющему посылу.

Помимо прочего, в фильме раскрыт драматический конфликт между высокими мечтами и такими же высокими ценами, которые надо платить ради их достижения. Самолеты стоят денег, и Амелия – часто против воли – должна была посещать светские рауты и устраивать публичные выступления, чтобы профинансировать очередное путешествие. К коммерческой саморекламе она всегда относилась презрительно, как к чему-то очень земному, не сочетающемуся с ее мечтами о небе.

Безусловное преимущество фильма – пейзажные съемки разных стран, иллюстрирующие расширение рамок человеческих возможностей и познания, характерного для начала прошлого века: границ нет – есть только горизонт.

Возможно, фильм не так популярен в России, так как многим российским зрителям, к сожалению, имя Амелии Эрхарт вообще не знакомо. Между тем в Америке выходят биографии Эрхарт, в ее родном городе Атчинсоне проходят фестивали ее имени, а организация женщин-пилотов «99», сформированная в 1929 году с ее помощью, до сих пор успешно продолжает свою деятельность. Однако в России, за исключением специализированных киносайтов, пресса фильм не заметила. Может быть, это связано с тем, что одновременно с «Амелией» в кинотеатрах идут более раскрученные фильмы: сенсационный «Аватар», «Мне бы в небо» (со всеобщим любимцем Джорджем Клуни), «Простые сложности» с Мэрил Стрип и долгожданный «Шерлок Холмс».

Фильм не зациклен на профессиональных рекордах Амелии, в нем нашлось место и для любовной линии. Ричард Гир и Эван МакГрегор стали партнерами Суонк по любовному треугольнику, хотя их образы, на мой взгляд, остались раскрытыми не до конца, и фильм в первую очередь, все-таки – бенефис исполнительницы главной роли, чьи переживания, энтузиазм и любовь к полету ведут сюжет от начала до самого финала. Хотя некоторые киноманы, обсуждая фильм (www.kino-teatr.ru / www.kinonews.ru) сходятся во мнении, что вместо того, чтобы вдаваться в подробности личной жизни Амелии и делать из биографии классическую мелодраму, режиссеру надо было включить в сюжет фильма дух захватывающие эпизоды, на которые была так богата жизнь Эрхарт.

Вдохновительница феминистских движений, первая женщина и первый гражданский пилот, получившая Почетный Летный Крест Конгресса США и множество наград других стран, личный летный инструктор Элеоноры Рузвельт, человек, страстно влюбленный в свободу, Амелия Эрхарт представляется скорее символом нового времени, чем реальным человеком.

Свой грандиозный проект кругосветного перелета Амелии так и не удалось воплотить в жизнь – на заключительном этапе путешествия связь с ней была потеряна, а последующие поиски самолета и экипажа так и не принесли результата. Но, несмотря на невеселый финал, после просмотра фильма остается впечатление, что этот полет не был последним, он просто превратился в бесконечный – тот, о котором и мечтала Амелия Эрхарт.

XS
SM
MD
LG