Линки доступности

«Нулевые дни» на Берлинале


Алекс Гибни на пресс-конференции. Фото; Олег Сулькин

Алекс Гибни на пресс-конференции. Фото; Олег Сулькин

Фильм Алекса Гибни приоткрывает завесу тайны над кибератакой против Ирана

БЕРЛИН - Сразу после сильно политизированного мюзикла «Чирак» Спайка Ли 66-й Берлинский кинофестиваль вновь салютовал «злобе дня» мировой премьерой нового американского фильма «Нулевые дни» (ZeroDays).

Документальная лента оскароносного режиссера Алекса Гибни (Alex Gibney) включена в конкурсную программу Берлинале и, по мнению критиков, имеет шансы на призы этого смотра, который завершается 21 февраля.

Приключения «червя»

ZeroDays - термин, характерирующий коварную цепкость, быстроту и незаметность при распространении вредоносного кода Stuxnet, использущего так называемую «уязвимость нулевого дня».

Фильм Гибни построен как своего рода документальный триллер, который постепенно, шаг за шагом, интервью за интервью, документ за документом приоткрывает завесу тайны над мировой кибервойной, которую ведут не отдельные хакеры, а спецслужбы мировых держав.

Главный саспенс фокусируется на загадочной истории вредоносной программы Stuxnet. Это

компьютерный «червь», поражающий компьютеры, искусно маскирующийся и создающий реплики самого себя. Его обнаружил в 2010 году антивирусный эксперт в Беларуси. Как утверждается в фильме, это первый известный «червь», который не только перехватывает информационные потоки сетей, не только собирает ценные данные, но и меняет конкретные функции управления автоматизированных систем разного рода. Таким образом, его можно использовать для нарушения деятельности предприятий, электростанций, транспортных центров и аэропортов, то есть для диверсий с катастрофическими последствиями.

В фильме Гибни содержится утверждение, что «червь» Stuxnet разработан спецслужбами Израиля и США и успешно использовался ими против ядерных систем и предприятий Ирана как составная часть секретной операции под кодовым названием «Олимпийские игры».

Таким образом, делают вывод эксперты, зараженная ядерная программа Ирана была отброшена далеко назад. Фильм констатирует, что эта операция открыла ящик Пандоры глобальной кибервойны. И это не все: Гибни утверждает, что Stuxnet является частью гораздо более масштабного проекта спецслужб под кодовым названием NitroZeus. После подписания ядерного соглашения с Ираном прошлым летом эту программу временно положили «на полку», утверждается в фильме.

«Уметь хранить секреты»

В фильме на вопросы Гибни отвечают бывшие и действующие главы и сотрудники разведывательных и военных учреждений, компьютерные консультанты, журналисты из США, Израиля и других стран.

На пресс-конференцию Гибни и продюсер Марк Шмугер (MarcSchmuger) пришли вместе с двумя из этих «говорящих голов». Это главный вашингтонский корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс» Дэвид Сэнгер (DavidESanger) и бывший корреспондент израильской газеты «Гаарец» по вопросам разведки Йосси Мельман (Yossi Melman).

Журналисты обратили внимание на четкую синхронность мировой премьеры фильма «Нулевые дни» в Берлине и выхода в свет статьи Сэнгера в «Нью-Йорк Таймс», содержащую сенсационные подробности кибератаки на ядерные объекты Ирана, в результате которой были заражены и фактически выведены из строя центрифуги по обогащению урана. Статья появилась буквально за несколько часов до показа фильма в Берлине.

«Правительство умеет хранить секреты, и кинематографистам тоже важно уметь хранить секреты, - сказал, улыбаясь, Гибни.

«Власти США прибегают к тайным операциям, которые могут иметь непредсказуемые последствия, - продолжал режиссер. - Я имею в виду возможную уязвимость самих американской компьютерных сетей и неизвестные особенности вредоносных программ, разрабатываемых как в США, так и в Израиле, России и Китае».

В свою очередь Сэнгер напомнил о хакерской атаке на компьютерную сеть корпорации Sony и заметил, что это лишь один пример «растущих как грибы попыток разрушить мощные и реальные системы».

По его словам, кибероружие есть одно из трех направлений, которые используются правительством США в качестве спасительной альтернативы реальной войне. Остальные два направления – «точечное» использование спецназа и дронов.

«Очень тревожит, что мы знаем (о программах Stuxnet и NitroZeus) очень мало, - сказал Гибни. – Мы только начинаем понимать и осознавать, что царство кибероружия расширяется стремительными темпами не только в США, но и в других странах».

Он назвал «ужасающей» тенденцию к большей засекреченности подобных программ администрацией США. Отвечая на вопрос, кем он считает Эдварда Сноудена и Джулиана Ассанжа, героями или предателями, Гибни сказал, что они «не предатели». «Ассанж был издателем. Не думаю, что он принес какой-либо большой вред. Сноуден же сделал ценное дело», - заметил он.

В фильме выступают видные деятели разведки, в частности, бывший директор Агентства национальной безопасности и ЦРУ Майкл Хайден. На некоторые вопросы они отказываются отвечать, аргументируя это строжайшей секретностью.

В числе экспертов – Евгений Касперский, известный российский программист. Он также дает в фильме оценку вредоносной мощи и техническим особенностям Stuxnet.

«Мы знаем, что ходят слухи о связях Касперского с российским правительством, - сказал Гибни, отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки», насколько, по его мнению, российский эксперт независим и честен в своих суждениях. – У меня нет на этот счет прямых доказательств, но об этом говорят».

О пользе дипломатии

В своих предыдущих фильмах 62-летнийАлекс Гибни, которого считают одним из лидеров американской документалистики, обличал язвы корпоративной Америки, педофилию в католической церкви, сайентологию и недостатки в американской армии.

Как пояснил Гибни на пресс-конференции, некоторые действующие сотрудники Агентства национальной безопасности поставили условием участия в фильме сохранение их полной анонимности. Группу этих «говорящих голов» на экране воплощает один «композитный» спикер, нарисованный компьютером. Как пошутил режиссер, все эксперты в фильме – мужчины, так что для баланса он придал этому образу черты женщины.

Эта «свидетельница» утверждает, что на создание проекта NitroZeus Агентство национальной безопасности потратило многие десятки, а может и сотни миллионов долларов, чтобы подготовиться на случай войны, которую враги демократии могут развязать против США и Израиля.

«Мы везде внутри Ирана, были и есть, - говорит с экрана «композитная» дама. – Я не скажу вам о всех операционных способностях нашего продвижения вперед и его конкретных направлений, но научно-фантастический сценарий кибервойны уже есть, и это NitroZeus».

Фильм заканчивается фрагментами выступлений президента США Обамы и премьер-министра Израиля Нетаньяху, дающих полярно противоположные оценки достигнутому соглашению по ядерной программе Ирана.

Отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки», почему он не прокомментировал в фильме это соглашение и развернувшуюся вокруг него полемику, Гибни сказал: «События развивались, пока мы снимали, и мы совершенно не знали, как все повернется. Соглашение стало для нас большим сюрпризом. Администрация Обамы преподала урок успешной дипломатии. Все думали, что США выступали в этих переговорах с позиций слабости, но это оказалось далеко не так».

«Полагаю, что дипломатия и операции спецслужб вовсе не противоречат одна другой, - прокомментировал ответ Гибни Дэвид Сэнгер. – Когда ты спрашиваешь официально представителей администрации, что привело к успеху переговоров, они отвечают: санкции. Когда же спрашиваешь «вне протокола», они признают, что и тайные операции не менее важны».

«Мы можем увидеть аналогии в прошлом, - добавил Йосси Мельман. – Вспомним, что в 1981 году Израиль разбомбил ядерный центр в Ираке. Израиль тогда просто исчерпал другие варианты действий. В Иране какое-то время назад был убит крупный ученый-ядерщик. Израиль никогда не признавал, что это дело рук его спецслужб. Бывают очень полезные утечки. Циркулировали слухи, что Израиль готовится к военной операции против Ирана, и США вынуждены были форсировать переговоры с Ираном, чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля».

Фестивальная пресса сообщила, что права проката фильма «Нулевые дни» в кинотеатрах и на кабельном ТВ и видео в США куплены компаниями Magnolia и Showtime. О дате выхода пока не сообщается.

  • 16x9 Image

    Олег Сулькин

    Журналист, кинокритик, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в Нью-Йорке.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG