Линки доступности

В сегодняшней Техносреде речь пойдет об этой технологии и ее применениях в системах безопасности аэропортов и не только

Закончилась череда праздников, которыми многие в России воспользовались для путешествий. Досмотры перед полетом во всех аэропортах мира за последние двенадцать лет (начиная с 2001-го) от выборочных и часто формальных перешли к обязательным для всех пассажиров. Досмотры касаются всего багажа и зачастую включают личный досмотр. Это особенно распространено в американских аэропортах, практических все из которых теперь оснащены рентгеновскими установками на обратно рассеянном ионизирующем излучении. В сегодняшней Техносреде речь пойдет об этой технологии и ее применениях в системах безопасности аэропортов и не только.

Обычная рентгеновская установка просвечивает объект и регистрирует, как интенсивно он задерживает рентгеновские лучи. В определенном смысле «рентген» в кабинете хирурга или дантиста действует как обычная световая фотография: чем меньше лучей достигает детектора, тем более темным оказывается участок на рентгенограмме. У этого метода есть определенный недостаток: он не дает трехмерной картины и он малочувствителен к различию в плотности мягких тканей. Последнее объясняется тем, что они слабо поглощают рентгеновское излучение.

Установки, работающие на принципы обратного рассеивания, регистрируют не проходящий сквозь объект поток, а те лучи, которые он отражает. В такой установке на объект направляется пучок рентгеновских лучей, и регистрируется его отражение. Подобная система гораздо лучше отражает разницу в плотности тканей и при определенной обработки сигнала может давать картину поверхности тела человека. Именно поэтому машины для досмотра в аэропортах представляют собой две панели, между которых ставят человека и требуют его поднять руки и положить их за голову. В этой замечательной позе поверхность тела сканируется с обеих сторон и отображается на экране системы. Что это дает операторам? Прежде всего, возможность видеть, что пассажир везет под одеждой, в том числе потенциально опасные предметы – оружие и т.п. – или наркотики.

Один из первых вопросов, который интересует всякого, проходящего линию контроля с такими системами, касается доз радиации. По официальным данным доза составляет 0.05 мкЗв (или 0.005 мрем), что значительно ниже санитарных норм в США. Однако тут возникает сразу несколько проблем: по-первых, санитарные нормы не означают, что государство может подвергать граждан облучению, если его доза ниже нормы. Во-вторых, нормы эти в разных странах разные, в РФ верхний предел некоторое время назад составлял для индивидуальной годовой эффективной дозы 10 мкЗв. Во-вторых, доза может считаться безопасной, но пока нет эпидемиологических данных именно для этих систем, с характерными для них длинами волн и характером облучения, говорить о их безопасности можно скорее теоретически. Понятно, что такие данные могут появиться только спустя десятилетия использования этих систем. Кроме того, как показывает опыт подобных ситуаций, даже если они окажутся в публичном доступе, по ним не будет единого мнений и вряд ли на их основании будут приняты какие-либо решения.

Другой круг вопросов связан с гражданскими правами. В 2010-ом году организация «Electronic Privacy Information Center» подала судебный иск с требованием прекратить использование систем на обратно отраженных рентгеновских лучах. Основанием иска были заявлены нарушения Четвертой поправки конституции США, согласно которой государство не должно проводить недолжных обысков и задержаний граждан. По сей день этот иск не привел к отмене подобных систем. Лишь в некоторых аэропортах США пассажиры могут выбирать, проходить ли им досмотр с этими системами.

Эта же технология используется в так называемых ZBV. Это фургоны, которые ездят по дорогам Америки. Внешне они не отличаются от обычных машин доставки, но внутри они оснащены рентгеновскими установками, получающими изображения попутных машин, домов, контейнеров и других крупных объектов, причем эти установки могут до определенной степени «просвечивать» борта машин и стены домов. Никакой достоверной информации о дозах радиации или количестве этих машин на дорогах и их использовании в публичном доступе нет. Известно лишь, что такая технология существует и может стоять на вооружении государства.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG