Линки доступности

Американская художница: «Люди в России очень дружелюбны»


Габриэль Белл

Габриэль Белл

Популярная в США автор комиксов Габриэль Белл дала мастер-классы в Санкт-Петербурге и Новгороде

В Санкт-Петербурге проходит 9-й Международный фестиваль рисованных историй «Бумфест». В рамках фестиваля проходят выставки комиксов и иллюстрации, перформансы и кинопоказы, конкурсы и мастер-классы для молодых авторов, встречи с художниками и специалистами, а также - книжная ярмарка.

Среди традиционных партнеров «Бумфеста» – генеральное консульство США в Санкт-Петербурге. При содействии его сотрудников в город на Неве приезжают американские писатели и художники – авторы рисованных историй, или, как их чаще называют – комиксов.

В этом году Соединенные Штаты на «Бумфесте» представляла Габриэль Белл. После презентации своих работ в Нотном отделе библиотеки имени Маяковского она дала интервью «Голосу Америки».

Анна Плотникова: Габриэль, как вы получили приглашение приехать в Санкт-Петербург?

Габриэль Белл: Я встретилась в Соединенных Штатах с организатором «Бумфеста» Дмитрием Яковлевым, он увидел мои работы и через некоторое время пригласил меня принять участие в фестивале.

А.П.: В России есть традиция рассказов в картинках, но они, как правило, предназначены для маленьких детей, которые еще не умеют читать, и таким образом служат развитию их фантазии. А комиксы для взрослых здесь не имеют такого распространения, как в США и Западной Европе.

Вы же привезли в Санкт-Петербург именно традиционные американские комиксы. На какую реакцию зрителей вы рассчитываете?

Один из комиксов Габриэль Белл, представленный на "Бумфесте" в Санкт-Петербурге

Один из комиксов Габриэль Белл, представленный на "Бумфесте" в Санкт-Петербурге

Г.Б.: Я пока испытываю большой энтузиазм в этом отношении. Я провела здесь несколько мастер-классов, во время которых учила подростков рассказывать в рисунках их собственные истории с помощью комиксов. У них была возможность нарисовать в шести картинках свой сюжет и даже рассказать о некоторых смущающих вещах, потому что именно эти моменты позволяют раскрывать себя лучше.

Ребятам это очень понравилось, они быстро справились с заданием. И, вообще, по-моему, комиксы – это очень простая, понятная и наглядная вещь, поэтому она получает все большее распространение в обществе.

А.П.: Кого из классических американских авторов комиксов вы считаете своими учителями?

Г.Б.: Из американских авторов это – Арт Шпигельман, (получивший Пулитцеровскую премию за комикс «Маус» - А.П.). А также французская художница иранского происхождения Маржан Сатрапи, автор «Персеполиса». Там рассказывается о том, как Запад встречается с Востоком. Эта книга меня очень впечатлила и заставила взглянуть на мир по-новому.

А вообще меня вдохновляет и литература, и поэзия, и живопись. Мне очень нравятся русские писатели, особенно – Чехов и Достоевский.

А.П.: Хорошо, что вы упомянули поэзию и русских авторов как источники своего вдохновения. У вас есть цикл из двенадцати рисунков на стихотворение Саши Черного 1921 года «Зеленые стихи». Чем вас так привлекло это произведение, что вы решили посвятить ему один из своих комиксов?

Фрагмент из комикса Габриэль Белл, сделанного по "Зелёным стихам" Саши Чёрного

Фрагмент из комикса Габриэль Белл, сделанного по "Зелёным стихам" Саши Чёрного

Г.Б.: Мне показалось очень интересным отобразить на бумаге то, что русский поэт описал в своем стихотворении, пользуясь лишь одним цветом. Это – суть его стихотворения. Там есть и зеленые лягушки, которые поют песню, и зеленый дом, и спящий зеленый дуб, и зеленая елка, которая представлена, как множество зеленых свечей. И зеленые гномы, которые разговаривают между собой. Оказывается, что просто настал май! Для меня это было своеобразным творческим вызовом.

А.П.: Во время презентации вы рассказывали собравшимся о некоторых приключениях своей жизни посредством комиксов. Почему вы выбрали именно такой способ – вам кажется, так доходчивей донести до людей свою мысль, или же это ваш профессиональный прием?

Г.Б.: Просто я думаю, что когда хочешь познакомиться с аудиторией и рассказать им об искусстве комикса, то лучше всего начать с себя, рассказать свою историю. Тем более, если у вас в рисунках повторяется один и тот же персонаж, то естественно использовать тот образ, который вы знаете лучше всего - самого себя.

Фрагмент из комикса Габриэль Белл, сделанного по "Зелёным стихам" Саши Чёрного

Фрагмент из комикса Габриэль Белл, сделанного по "Зелёным стихам" Саши Чёрного

А.П.: А какое место в вашем творчестве занимают социальные проблемы? И как вы соотносите в своих рисованных историях общество и личность – что для вас является более важным?

Г.Б.: Мои истории носят более личностный характер, они рассказывают о моей собственной борьбе с обстоятельствами. И это занимает у меня больше места, чем что-то общественное. Но даже та история моей жизни, которую я представила на презентации петербургским зрителям, она отражает и политику, и общество в какой-то степени.

А.П.: А какой-то отклик находят в вас происходящие сейчас глобальные события? Нет ли у вас намерения как-то отразить их на бумаге?

Г.Б.: Да, конечно, происходящее в мире меня не оставляет равнодушной. Я думаю о происходящих событиях, пытают их понять, и они побуждают меня к тому, чтобы взяться на карандаш.

Я считаю, что сейчас в мире много отчуждения, предрассудков, непонимания, происходит множество трагедий с людьми. Я не могу преодолеть разобщенность между людьми в реальной жизни, но хочу попытаться сделать это через комиксы.

А.П: Вы приехали в Россию в период очередного осложнения российско-американских отношений. Ваша поездка включает посещение Санкт-Петербурга и Новгорода – одного из старейших российских городов.

С какими чувствами вы ехали сюда – были ли у вас какие-то опасения? И что вы хотите сказать своим творчеством российским зрителям?

Г.Б.: Я действительно испытывали некоторые опасения перед поездкой в Россию. В том числе, и потому, что мне рассказывали, будто русские люди совсем не улыбаются. В то время, как у нас, в Америке, мы постоянно улыбаемся друг другу. Поэтому я боялась, что моя улыбка здесь будет выглядеть глупо.

Участница мастер-класса Габриэль Белл в Санкт-Петербурге

Участница мастер-класса Габриэль Белл в Санкт-Петербурге

Я опасалась, что люди в России будут холодны со мной, и я не смогу их понять. Но в действительности, люди здесь очень дружелюбны со мной и прекрасно меня понимают.

Это относится и к подросткам, которые приходят на мои презентации. Они очень быстро все схватывают и замечательно нарисовали свои рассказы в картинках.

А.П.: Как бы вы отнеслись к предложению издать ваши комиксы в России? можно ли, по-вашему, перевести на русский язык юмор, понятный читателям ваших комиксах в англоязычных странах?

Г.Б.: Когда я только ехала сюда, я задавалась таким вопросом, потому что боялась, что подростки здесь могут не понять то, что я хотела сказать своими комиксами. Но на самом деле, юмор – вещь универсальная, и участники моего мастер-класса великолепно поняли самые тонкие и деликатные моменты моих рассказов. Хотя, не скрою, перед началом это встречи взрослые предупреждали меня, что я могу быть неправильно понята.

Но все прошло просто замечательно.

А.П.: Какой совет вы бы могли дать людям, переживающим сложную жизненную ситуацию, и ищущим способа выразить свои чувства? Стоит ли им последовать примеру героев ваших комиксов, которые прислушиваются к голосам в своей голове и тоже рисуют на бумаге всяких чертиков?

Г.Б.: Я думаю – да, это действительно помогает. Потому что я в какой-то момент своей жизни была очень расстроена и подавлена тем, что у меня не очень получалось строить откровенные отношения с людьми, а не просто вести какие-то вежливые беседы. Это удавалось не всегда, поэтому я начинала рисовать истории, где был положительный исход, на который я надеялась.

Потом я размещала эти истории на своем сайте, люди с ними знакомились, и я получало множество одобрительных отзывов. И у меня получалось установить некий контакт, пусть даже абстрактный.

Участница мастер-класса Габриэль Белл в Санкт-Петербурге.2

Участница мастер-класса Габриэль Белл в Санкт-Петербурге.2

А.П.: Какие инструменты вы обычно используете в своем творчестве?

Г.Б.: Чаще всего я пользуюсь ручкой. Я рисую на столе, который подсвечивается снизу. Вначале я делаю набросок, а потом накладываю сверху чистый лист бумаги и обвожу то, что получилось.

А.П.: Приходилось ли вам рисовать ваши комиксы сразу в компьютере? Ведь компьютерная графика сейчас очень распространена.

Г.Б.: На компьютере я редактирую свои работы, то есть, с помощью фотошопа убираю какие-то огрехи, привожу все в порядок, наполняю цветом. Но изначально делаю рисунки от руки.

А.П.: А что вы можете посоветовать начинающим авторам комиксов?

Г.Б.: Есть книга под названием “Understanding Comics”, возможно она даже печаталась на русском языке (книга Скотта Макклауда «Понимание комикса» переведена на русский язык фрагментарно – А.П.). Она мне очень помогла, поскольку в ней рассказывается о сути комикса, что это – не только слова и картинки, что в этих рисованных историях заложен смысл.

Я думаю, что для молодежи наилучший способ овладеть искусством комикса, это – рассказывать свою историю. Она может быть наивной, в ней может идти речь о разбитых сердцах, или о других вещах, через которые проходят все подростки. Это – хорошее начало, потому что рассказывать про себя никогда не скучно.

Досье «Голоса Америки»: Габриэль Белл (Gabrielle Bell) родилась в 1976 году в Лондоне в англо-американской семье. В возрасте двух лет переехала с матерью в США. По ее воспоминаниям, в детстве проводила много времени за чтением, прогулками по лесу и сочинением рассказов.

В подростковом возрасте приняла участие в программе для членов малообеспеченных семей Humboldt State University, где изучала Шекспира и основы композиции.

Много путешествовала по Европе и по Соединенным Штатам.

По оценке критиков, работы Габриэль Белл имеют автобиографические черты, наполнены меланхолией и сюрреализмом.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG