Линки доступности

Российские зрители увидели американский документальный фильм о переработке промышленных отходов

В Санкт-Петербурге, в помещении Генерального консульства США состоялся показ документального фильма «В погоне за нулем» (“Racing To Zero”), поставленного американским режиссером Кристофером Бивером (Christopher Beaver).

Лента снята в Сан-Франциско, рядом с которым живёт сам режиссер. Работа Кристофера Бивера посвящена очень актуальной экологической проблеме – переработке органических и неорганических отходов. Смысл названия фильма в том, чтобы максимально использовать вторсырьё и стремиться к нулевому уровню не переработанных отходов.

Дело в том, что несколько лет назад мэр этого калифорнийского мегаполиса пообещал к 2020 году добиться воплощения концепции «ноль отходов». В город пригласили экспертов, которые могли объяснить, как мусор может стать ресурсом, и началась работа. По словам Кристофера Бивера, с момента задумки фильма до окончания монтажа отснятого материала прошло 4 года.

Дело в том, что несколько лет назад мэр Сан-Франциско пообещал прийти к концепции «ноль отходов» к 2020 году. Но это было не просто обещание. Это была долгожданная политическая воля. В город пригласили экспертов, которые могли объяснить, как мусор может стать ресурсом. И началась работа.

За час с небольшим, что идет этот фильм, зрители становятся свидетелями работы сборщиков и сортировщиков мусора в Сан-Франциско, видят, как перерабатываются тонны макулатуры, десятки тысяч пустых бутылок и жестяных банок, как превращаются в органические удобрения пищевые отходы и как изношенные и проеденные молью старые платья становятся сырьем для ткацких фабрик.

«Мы – лишь на этапе осмысления проблемы»

Девизом фильма вполне могла бы стать фраза одного из многочисленных персонажей «В погоне за нулем»: «Я считаю, смысл жизни – в том, чтобы отдавать больше, чем ты взял».

Финальные титры ленты зрители встретили аплодисментами. По окончании показа режиссер дал интервью корреспонденту «Голоса Америки».

Анна Плотникова: Кристофер, расскажите об американской премьере вашего фильма. Когда она состоялась, и какова была реакция представителей промышленных кругов?

Кристофер Бивер: Фильм был показан 18 месяцев назад на одном из фестивалей в США. И теперь он будет показан на одном из телеканалов 22 апреля, когда американцы будут отмечать День Земли.

Что же до реакции промышленников, то она была на удивление позитивной. Представитель бизнес-индустрии очень четко понимают, что чем меньше они теряют на отходах, тем более прибыльным становится их производство.

А.П.: В фильме показан процесс переработки промышленных отходов в Сан-Франциско, американском мегаполисе. Но Соединенные Штаты – одна из самых развитых в промышленном отношении держав. Рассчитываете ли вы оказать позитивное воздействие на общество и на власти других стран, где не столь высок уровень промышленности, и где гораздо большее количество отходов не идет в переработку, а просто засоряет планету?

К.Б.: Мы показывали этот фильм в Индии, которую обычно относят к категории «развивающихся стран». И что удивительно: в том индийском городе, где мы были, на мой взгляд, еще более развитая система переработки отходов. Например, там есть люди, работа которых заключается в том, что они ходят по домам, покупают старые газеты, ненужную одежду или использованную стеклянную тару. У нас такого нет.

То есть, смысл моего фильма в том, чтобы мы обменивались мнениями, продолжали диалог и учились друг у друга. И, наверно, наша общая идея должна быть в том, чтобы все, к чему мы прикасаемся, имело продолжительный период переработки и дальнейшего использования. И в этом отношении мы все находимся на самом начальном этапе. Может быть, всего лишь на этапе осмысления этой глобальной проблемы.

А.П.: В вашем фильме показан процесс переработки отходов, которые имеют короткий период распада. Это органические соединения – пища, бумага, ткани, алюминий, то есть то, что можно переработать полностью.

А как быть с полимерами, период полураспада которых гораздо длиннее, чем остатков пищи? Например, в фильме было показано множество полиэтиленовых пакетов на свалке, и горы выброшенных компакт-дисков. Как быть с ними?

К.Б.: В моем фильме присутствует молодой человек, который комментирует весь процесс переработки. Он говорил о том, что переработка разного рода отходов требует разной продолжительности, и что у каждого процесса утилизации своя цена.

Поэтому я повторяю, что мы должны на начальном этапе поставить себе задачу стремиться к нулю с теми отходами, которые можем перерабатывать уже сейчас. Придет время, и мы начнем думать о каких-то химических соединениях, в том числе – о полимерах с более долгим циклом распада. Наверно, тогда будут нужны инновационные подходы.

А.П.: Известно ли вам что-нибудь о том, как планируется дальнейший прокат вашего фильма на территории России?

К.Б.: Ко мне обратились очень многие общественные организации в России, в том числе – “Greenpeace”, а также отдельные гражданские активисты, жители различных российских регионов, где я побывал. Они спрашивают о возможности показа этого фильма с русскими субтитрами, чтобы представить его зрителям на местах.

На самом деле, моя задача – поддержать эту инициативу, и я только - двумя руками за то, чтобы этот фильм еще и еще демонстрировался в России.

Я считаю, что мы должны использовать наш фильм здесь для начала диалога, диспута, который может привести к взаимопониманию. Потому что для достижения цели «ноль отходов» каждый гражданин в отдельности должен лично принять участие в этом процессе.

«Чтобы решить проблемы комплексно, нам пора менять власть»

Среди зрителей фильма в Генконсульстве США был председатель Совета общественной благотворительной экологической организации «Зеленый мир» Олег Бодров. Много лет возглавляемая им НКО занималась проблемами, связанными с побочным эффектом функционирования сосновоборской АЭС, нередко вступая при этом в конфликт с местными властями и с руководством атомной электростанции. В результате, осенью минувшего года Минюст РФ внес «Зеленый мир» в реестр «иностранных агентов», что, впрочем, не остановило активности Бодрова и его единомышленников.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» ученый-эколог, прежде всего, высоко оценил показанный в фильме «Погоня за нулем» опыт утилизации бытовых и промышленных отходов. В то же время, ситуацию со сбором мусора в Ленинградской области он назвал «катастрофической». И пояснил: «Мы научились только пользоваться благами западной цивилизации, но очень сильно отстаем по части переработки отходов.

Могу засвидетельствовать, что в городе Сосновый Бор это привело к тому, что местная свалка уже закрыта, и крупные торговые сети вывозят горы мусора в лес, где просто вываливают на землю».

В качестве примера Бодров упомянул недавний случай, когда один крупный дисконтный магазин вывез в заповедную зону под Сосновым Бором шесть грузовиков с мусором и оставил его там неубранным. «И только благодаря тому, что нам удалось найти документацию, подтверждающую, что это – дело рук именно этой торговой фирмы, нам удалось заставить сделать так, чтобы они убрали за собой вывезенный мусор», - продолжил руководитель «Зеленого мира».

По словамэкологического эксперта, многие компании просто экономят на переработке и захоронении мусора. «Поэтому я оцениваю ситуацию, как очень плохую, но в то же время могу отметить первые ростки гражданских инициатив. У нас возникла группа волонтеров, которые раз в месяц приглашают сосновоборцев приносить мусор, рассортированный на семь категорий. И находится достаточно много людей, готовых заниматься этим», - отмечает Олег Бодров.

По мнению собеседника «Голоса Америки», экономическая выгода в России преобладает над соображениями экологической безопасности. «И я считаю, что нам пора менять власть, чтобы решать эти проблемы комплексно, а не превращаться в свалку вторичных отходов», - заключил председатель Совета «Зеленого мира».

«Санта-Барбара» на экологическую тему?

Сказанные Олегом Бодровым слова про экологических волонтеров подтвердила и организатор показа фильма «В погоне за нулем» в Санкт-Петербурге, сотрудница дирекции фестиваля “EcoCup” Наталья Галечьян.

«Для меня было очень важным упоминание о том, что показанная в фильме история стартовала 35 лет назад. И началась она с общественного движения – с простых людей, которые захотели этим заниматься. Ровно то же самое сейчас начинается в России. Поэтому я считаю, что фильм “В погоне за нулем” поддерживает наше движение. И мы видим, что наши усилия не пропадут даром, и что мы можем придти к тому же, к чему пришли в Сан-Франциско», - надеется экологическая активистка.

Судя по всему, путь к поставленной цели будет в России непростым. Из всего обилия статистических данных, которыми наполнен фильм Кристофера Бивера, в этом плане можно выделить следующие: в Сан-Франциско живёт более 800 тысяч человек, и здесь перерабатывается 70% промышленных отходов. О том, как в этом плане смотрится Санкт-Петербург с его четырьмя с половиной миллионами жителей, корреспондент «Голоса Америки» поинтересовалась у сотрудника одной из управляющих компаний по переработке мусора Германа Хильченко.

«Про неофициальным данным в городе производится от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч тонн отходов в месяц - твердо-коммунальных вместе с крупногабаритными. Из них перерабатывается не более полутора процентов», - свидетельствует эксперт. И добавляет: «По сравнению с Сан-Франциско, нам, безусловно, есть куда расти».

Фильм «В погоне за нулем» Герман Хильченко считает очень актуальным для современной России, отметив при этом: «Если строго подходить с профессиональной точки зрения, то там представлен очень большой поток информации за очень короткий срок. Поэтому возникает желание более подробно посмотреть, что происходит с переработкой полимерных материалов, с переработкой текстиля и так далее. Хочется углубиться в тему», - оценил увиденное Герман Хильченко. И напоследок высказал пожелание, чтобы по теме утилизации мусора американский документалист снял бы сериал «такой же длинный, как “Санта-Барбара”».

Сам Кристофер Бивер на вопрос, как бы он отнесся к идее съемок продолжительного сериала на экологическую тему, ответил с улыбкой: «Я не знаю, насколько будет интересен такой сериал, насколько он будет привлекателен для публики, но идея – хорошая. И, работая над нашим документальным фильмом, мы поняли, что он настолько насыщен информацией, что его основной задачей будет донесение нашего месседжа до широких кругов населения. Чтобы каждый задумался, и на каком-то этапе подключился бы к достижению провозглашенной цели».

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG