Линки доступности

Нью-Йоркский архитектор Майкл Арад приехал в Россию

По приглашению Генерального консульства США в Санкт-Петербурге в Россию с циклом лекций приехал американский архитектор Майкл Арад. Он известен, прежде всего, как победитель конкурса на создание мемориала жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Проект Арада, названный «Отражение отсутствия», был выбран конкурсной комиссией из 5 201 варианта. Мемориал был официально открыт 11 сентября 2011 года, в десятую годовщину трагедии. Музей памяти жертв 11 сентября начал функционировать 21 мая 2014. Только за три первых месяца с момента открытия музея, его посетили более миллиона человек.

Мемориал жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке

Мемориал жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке

В Санкт-Петербурге Майкл Арад выступил в Академии художеств, в колледже Строительной индустрии и городского хозяйства, в Государственном архитектурно-строительном университете, в Европейском университете и в Музее связи. Именно здесь с гостем из Нью-Йорка встретилась корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

«Каждый погибший – потеря для всего человечества»

Майкл Арад вспомнил о том, как он узнал о террористической атаке на башни-близнецы. «Я находился у себя дома, и по радио услышал о том, что самолет врезался в одну из башен Всемирного Торгового Центра. Я живу в Манхэттене, и из окон моего дома были видны эти башни».

Молодой архитектор выглянул из окна, и увидел столб дыма над одной из башен. Он схватил фотоаппарат и побежал на крышу своего дома: «И на моих глазах самолет, летевший на юг, развернулся и врезался во вторую башню. И в этом момент мне стало понятно, что это – никакая не случайность, и что на наших глазах разворачивается трагедия. И этот момент я буду помнить свою жизнь».

Выступая перед студентами архитектурных вузов Санкт-Петербурга и перед уже состоявшимися градостроителями, Арад рассказал, что замысел будущего мемориала пришел ему в голову еще до объявления конкурса: «Я стоял на берегу Гудзона, и представил, как на широкой водной глади образуются две гигантские квадратные воронки. И сколько бы людей, зданий, деревьев ни падало в эти пропасти, они никогда не будут заполнены».

По словам Майкла Арада, своим проектом он хотел, прежде всего, выразить «невосполнимое чувство потери, которое воплощает зияющая пустота». Так появился образ черных квадратных провалов в тех местах, где стояли башни-близнецы. В результате главными элементами мемориального комплекса стали два огромных квадратных резервуара, расположенных ниже уровня земли. По их внутренним стенкам на глубину нескольких метров стекает вода. Края резервуаров опоясывает бронзовая плита, на которой высечены имена жертв терактов.

Чтобы прикоснуться к имени погибшего родственника или близкого человека, посетители комплекса опускаются на колени. В этом, по мнению Майкла Арада, есть символика: «Это – место, где можно выразить личные чувства. Я хотел показать, – продолжает Арад, – что за каждой фамилией погибшего стоит невосполнимая потеря не только для конкретной семьи, но и для всего человечества».

Архитектору хотелось, чтобы его мемориал стал частью повседневной жизни города. Поэтому периметру комплекса высажены болотные дубы с таким расчетом, чтобы площадь всего мемориала в точности совпадала бы с площадью тех мест, где стояли башни ВТЦ. А музей жертв террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон находится под землей.

Параллели с мемориалом ветеранам Вьетнамской войны

Присутствовавшие на лекции в Музее связи поинтересовались, использованы ли в проекте Майкла Арада останки башен Всемирного Торгового Центра? По свидетельству архитектора сохранившиеся детали небоскребов есть в подземном музее, с тем, чтобы его посетители полнее почувствовали атмосферу трагедии 11 сентября 2001 года.

Также был задан вопрос: не замерзает ли вода, стекающая по стенкам резервуара, в зимнее время? В ответ Майкл Арад пояснил, что используемая вода постоянно циркулирует, а, кроме того, в ней постоянно поддерживается температура не ниже 0 градусов по Цельсию.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась, усматривает ли Майкл Арад некое родство с мемориалом ветеранам Вьетнамской войны в Вашингтоне, главным элементом которой также является плита с именами погибших?

«Мемориал, посвященный Вьетнамской войне – это очень мощная архитектурная композиция, которая оставляет сильное впечатление, – начал Майкл Арад. – Естественно, архитектор не находится в вакууме, всегда на нас влияют те, кто работал до нас, точно также, как и наши работы могут повлиять на тех, кто будет творить после нас».

Арад также подчеркнул, что в состав жюри, утвердившее его проект «Отражение отсутствия», входил один из авторов мемориала ветеранам Вьетнамской войны. «Наверно, между этими комплексами действительно есть какие-то параллели. Со своей стороны, я вижу следующую параллель: в обеих работах сделан акцент на уникальность утраченной человеческой жизни. И память об этих жизнях не должна потеряться в ощущении общей потери, которая измеряется не абстрактными числами, а конкретными жизненными историями», – прокомментировал он.

Мемориал жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке

Мемориал жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке

В интервью Русской службе «Голоса Америки» архитектор также отметил, что его поразил масштаб международного отклика на террористическую атаку 11 сентября 2001 года. «Люди в разных странах мира восприняли это как личную трагедию. И авторы многих проектов, представленных на конкурс, представили свое видение, как лучше увековечить память погибших. Большое количество иностранных участников конкурса свидетельствует о том, насколько это событие отозвалось в разных уголках планеты. И то, что люди были готовы вложить в представленные ими проекты свою энергию и потратить на них свое время, я считаю – знаменательным фактом», – подчеркнул Майкл Арад.

Это – второй приезд американского архитектора в Россию. Из Санкт-Петербурга он направится в Москву. По признанию Майкла Арада, ему не удалось пока достаточно хорошо познакомится с образцами российской монументальной скульптуры и архитектуры.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG