Линки доступности

Агитплакат разил нацистов наповал


Плакат «Убей его!». Художники Кукрыниксы, стихи Константина Симонова. 1942 год.

Плакат «Убей его!». Художники Кукрыниксы, стихи Константина Симонова. 1942 год.

Выставка советского военного плаката открылась в Нью-Йорке

«Умри, нацистский ублюдок!». Под таким сочным названием в нью-йоркской галерее современного искусства Andrew Edlin Gallery начинают демонстрироваться советские агитационные плакаты времени Второй мировой войны. Выставка открылась сегодня и продлится до 7 января 2012 года. Американский галерист Эндрю Эдлин сообщил «Голосу Америки», что обнаружил раритетные оригиналы плакатов в нескольких частных коллекциях. «На меня они произвели самое сильное впечатление своим художественным уровнем и историческим значением», – отметил Эндрю Эдлин. Выставка сопровождается каталогом со вступительной статьей искусствоведа Ксении Вытулевой. Защитив кандидатскую диссертацию на отделении истории и теории искусства МГУ им. М.В.Ломоносова, Ксения Вытулева преподавала в Москве и в Нью-Йорке. Выступила куратором нескольких выставок в Москве и недавней выставки в Музее искусства XXI века (MAXXI) в Риме. В настоящее время преподает в Колумбийском университете и пишет книгу по современной архитектуре.

Ксения Вытулева ответила на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Ксения, чем вас заинтересовал проект этой выставки?

Ксения Вытулева: Пропагандистские плакаты ТАСС можно сравнить с военной хроникой, с ярким и художественно состоятельным календарем, который отражал внутреннюю логику военных действий. Что меня поразило – плакаты были созданы специально для пустующих витрин магазинов и общественных зданий, то есть для той тонкой полосочки, которая разделяет внешнее и внутреннее пространство. Отсюда и их название – «ОКНА ТАСС», продолжившие традицию знаменитых в 20-е годы «ОКОН РОСТА». Свое эссе для англоязычного каталога я назвала Power Windows, подчеркивая тем самым их сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Тут игра слов, и ее смысл, думаю, ясен не только автомобилистам.

О.С.: Что отличает плакаты военных лет в художественном отношении от их предшественников?

К.В.: Поразительная визуальная экспрессия. Они представляли собой своего рода «точку невозврата». Ужас, страх, боль, невыносимость существования и моральный шок контрастировали с задорными карикатурами, богатой живописной текстурой и нарочито красочной палитрой художественного языка. Очень странное смешение жанров и стилей. Это и ужас, представленный гротескно и физиологично, резкая деформация образов, в которой ощутимо влияние Малевича и Эль Лисицкого, сатирическая карикатура, лубок. Плюс неподражаемый юмор, ирония, сарказм в стихотворных подписях под плакатами. От иконы заимствованы клеймы и отдельные сюжеты, скажем, Георгий Победоносец, поражающий дракона. Любопытно, что многие художники параллельно и позже по времени работали в мультипликации. Ведь эти плакаты зачастую есть остановленные кадры анимации.

О.С.: Можно, наверное, и наоборот: анимация есть движущийся плакат.

К.В.: И что характерно, каждый кадр оказался пронумерован. Практически каждый день войны выпускался новый плакат. Они нумеровались в верхнем правом углу большими красными цифрами.

О.С.: Где и кем они изготавливались?

К.В.: В специальной студии-мастерской. Она возникла в Москве в июле 1941 года, практически сразу после вторжения фашистской Германии на территорию Советского Союза. «ОКНА ТАСС» объединили выдающихся художников и поэтов своего времени, среди которых Кукрыниксы, Павел Соколов-Скаля, Владимир Лебедев, Петр Саркисян, Самуил Маршак, Демьян Бедный, Константин Симонов и другие. Все они работали на добровольных началах. Их целью было воодушевить советский народ сделать невозможное – остановить фашистских захватчиков и переломить ход войны и истории.

О.С.: Какую технику использовали плакатисты?

К.В.: Нигде более в истории искусства военного периода человеческие страдания не были представлены в столь противоречивом плане, нередко даже на грани абсурда. Нигде более лицо ненавистного врага, а именно Гитлера, не было расписано более чем двадцатью пятью радужными оттенками цветов. Предпочитая технику раскрашенного вручную трафарета, художники разработали линейный метод производства. Они расписывали плакаты по кускам, что упрощало хранение и транспортировку, и обеспечивало рекордные сроки изготовления. За 1 418 дней войны было создано 1 240 различных плакатов.

О.С.: Похоже, художники-плакатисты далеко ушли от идеологических постулатов соцреализма...

К.В.: Дело в том, что «ОКНА ТАСС» существовали на привилегированном положении. Здесь действовала сравнительно мягкая цензура. В целом, отношение советских властей было благожелательным. «Наравне с танками и самолётами «ОКНА ТАСС» являются оружием Красной Армии. Наш долг – заботиться о них и любить их не меньше, чем свои винтовки и пушки», – писала газета «Правда». Мы видим здесь сочетание радикальных форм и смелого художественного жеста. В общем, проекту «ОКНА ТАСС» трудно найти аналог.

О.С.: Фактически руководство СССР разрешило плакатистам и поэтам открытую пропаганду ненависти...

К.В.: Да, задачей художников было помочь остановить врага. В этом отношении стал программным плакат номер 527 «Убей его!» художников Кукрыниксов с фрагментом знаменитого стихотворения Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом». Его строки бьют наповал: «Знай: никто его не убьет, если ты его не убьешь». Это самый большой плакат экспозиции – два с половиной метра высотой. Любопытно сравнить его пафос с сегодняшним днем. Ведь в мире фактически идет война – с терроризмом. Но давление политкорректности не дает возможности художникам открыто высказываться. Достаточно назвать скандал, вызванный публикацией карикатур на пророка Мухаммеда в одной из датских газет.

О.С.: Кончилась вторая мировая война. Что стало с традицией военного плаката?

К.В.: Переход от войны к миру уникальная плакатная эстетика «ОКОН ТАСС» не пережила. Уже в конце войны стал доминировать образ молодой, голубоглазой крестьянки, этакой социалистической Венеры, которая призывает народ на сбор урожая. Начался сиропный, махровый соцреализм, восхваляющий победу, Сталина и коммунизм.

XS
SM
MD
LG