Линки доступности

«Последствия»: самый скандальный польский фильм на экранах Америки


Кадр из фильма «Последствия». Courtesy Menemsha Films

Кадр из фильма «Последствия». Courtesy Menemsha Films

Два брата бросают вызов всей деревне. Они хотят восстановить историческую справедливость вопреки воле большинства жителей... Острейшая коллизия фильма «Последствия» (Aftermath) впервые в польском кинематографе затрагивает крайне болезненную тему – участия мирных жителей страны в уничтожении еврейского населения в годы нацистской оккупации.

Фильм польского режиссера Владислава Пасиковски вызвал бурную полемику на родине, когда вышел на экраны в прошлом году. Правые круги обвинили его авторов в «антипольской пропаганде» и потребовали запретить фильм. Сообщается, что актеру Мацею Штуру, исполнившему роль одного из братьев, поступали смертельные угрозы.

С 1 ноября фирма Menemsha Films выпускает «Последствия» на двух экранах в Нью-Йорке, спустя две недели – в Лос-Анджелесе, а затем планирует общенациональный прокат. На национальном фестивале польского кино в Гдыне лента, снятая в жанре психологического триллера, получила премию критики, а на международном кинофестивале в Иерусалиме – награду Центра Яд Вашем.

Еврейский центр JCC на Амстердам-авеню в Манхэттене организовал совместно с Польским культурным институтом специальный предварительный показ нашумевшей картины для культурной общественности Нью-Йорка. На показе побывал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Франек (Ирениуш Чоп) после двадцатилетнего отстутствия приезжает из Америки навестить своего брата Юзека (Мацей Штур), живущего в небольшом городке недалеко от восточной границы. Жизнь у Юзека несладкая. Жена с ребенком сбежала из дома, односельчане его ненавидят и терроризируют. В чем же дело?

Оказывается, Юзек пытается в одиночку восстановить разрушенное еврейское кладбище. И, что не менее важно, – восстановить ход страшных событий начала войны, когда еврейская община этого местечка сгинула без следа. По общепринятой версии, всех здешних евреев эсэсовцы увезли в концлагерь. Но Юзек с помощью приехавшего брата докапывается до истины. Евреев убили не немцы, а свои, соседи, поляки-односельчане, в том числе их отец, один из инициаторов зверского погрома.

Как подчеркнул в письменном заявлении режиссер Владислав Пасиковски, «эта темная страница нашей истории еще никогда не становилась темой фильма. Он (фильм) рассказывает про обычных людей, далеких от политики, про их порядочность и подлость, про их правдивость и лживость. У нас всегда есть выбор в жизни. Этот фильм о том, как разные люди делают свой выбор».

54-летний Владислав Пасиковски – один из самых известных современных польских режиссеров. Его криминальные триллеры «Псы» и «Псы-2» стали зрительскими фаворитами. Он поставил на польском ТВ сериал «Мент», признанный критиками лучшим в своем жанре. Пасиковски выступил соавтором сценария фильма Анджея Вайды «Катынь». Как сообщается в пресс-релизе, в настоящее время Пасиковски находится в Вашингтоне на съемках своего нового фильма «Джек Стронг».

В дискуссии, состоявшейся после просмотра в JCC, приняли участие продюсер фильма Дариуш Яблонски, а также ряд экспертов по польской истории.

Дариуш Яблонски – один из ведущих независимых продюсеров в польском кино. Выпускник Киноакадемии в Лодзи, он работал с Кшиштофом Кеслевским и Филипом Байоном. Президент Польской академии кино. Известен как режиссер документального фильма «Фотолюбитель» о гетто Лодзи, получившего множество фестивальных наград.

«Тема расчета с тяжелым прошлым очень близка моему сердцу, – сказал «Голосу Америки» Дариуш Яблонски. – Я предвидел трудности с финансированием. Нации трудно примириться с таким прошлым. Многие предпочли бы все это забыть. Мало кто спорит с фактами. Но логика отказа такова: фильм может ударить по репутации польской нации. Чтобы уговорить некоторых людей финансировать проект, потребовалось семь лет. Я знал, что табу нарушать крайне болезненно. Но меня порадовала реакция молодых поляков, которые говорили, посмотрев фильм: это то, что нам всем нужно, чтобы очиститься».

«Этот фильм игровой, но основан на реальных трагических событиях, произошедших в Едвабне и двух десятках других польских городков в годы второй мировой войны, – подчеркнула в ходе дискуссии киновед Анетт Инсдорф, профессор Колумбийского университета, автор книг о Франсуа Трюффо и Кшиштофе Кеслевском. – Я напомню, что впервые расправа поляков с евреями была документально описана в всколыхнувшей всю Польшу книге Яна Томаша Гросса (речь идет о книге этого американского историка «Соседи. История уничтожения еврейского местечка», опубликованной в 2001 году. – О.С.). «Последствия» продолжают ту же тему, но на новом эмоциональном уровне».

«По жанру этот фильм – триллер, и одно это о многом говорит, – отметил Майкл Стайнлауф, эксперт по еврейской истории из колледжа Гратц (Пенсильвания). – Во-первых, о том, что режиссер и продюсеры позиционируют свое детище как продукт массовой культуры. Во-вторых, фильм уже посмотрели в Польше 320 тысяч зрителей кинотеатров и еще больше посмотрят, когда его покажут по ТВ. А на видеодисках продано больше ста тысяч экземпляров, что тоже очень много для Польши. В-третьих, от такого заряженного эмоциями зрелища трудно отмахнуться».

Известный кинокритик Джим Хоберман в газете The New York Times отмечает, что польский триллер напомнил ему американские вестерны, в которых круговая порука и осознание общей вины превращает жителей отдаленных поселков в злодеев и убийц.

«В создании ауры кошмара фильм Пасиковски ближе к «Ребенку Розмари» Романа Полански, нежели к «Во тьме» Агнешки Холланд или «Списку Шиндлера» Стивена Спилберга», - пишет на сайте Slant Magazine обозреватель Эла Биттенкурт. Она обращает внимание на характерные особенности жанра хоррора и триллера, когда озверевшие сельчане, нападающие на братьев, напоминают сборище зомби, а мистическая старуха, выходящая в кульминационный момент из лесной чащи, – ведьму из пьесы Шекспира.

«Фильм Пасиковски вписывается в сложный контекст общенациональных дискуссий об участии поляков в Холокосте, об антисемитизме в стране в прошлом и в настоящем, – сказал Дариуш Стола, профессор-историк из Академии наук Польши. – Кое-кто пытается доказать, что в еврейских погромах участвовали все польские жители того или иного городка или деревни. Это неправда. В насилии принимало участие меньшинство жителей. С другой стороны, множество поляков с риском для жизни спасали евреев. Не случайно самое большое число Праведников мира, признаваемых центром Яд ва-Шем, совершали свои благие деяния именно в Польше. Одновременно, как это ярко показано в фильме, некоторые свидетели погромов предпочитали хранить молчание на долгие годы. Этот фильм – наш очередной тест на гуманизм. Вопрос, адресуемый каждому из нас: как бы я поступил в таких обстоятельствах?»

«Это наша ко-продукция с Голландией, Словакией и Россией, – сказал «Голосу Америки» Дариуш Яблонски. – В самой Польше найти достаточно средств для финансирования оказалось невозможно. За три месяца до начала съемок я начал лихорадочно звонить своим друзьям за границу. Позвонил в Москву продюсеру Артему Васильеву, главе компании Metrafilms. Он мой близкий друг. За один день он прочитал сценарий и подтвердил свое участие в проекте. Мы получили финансовую помощь от Кинофонда России. Скорее всего, где-то в декабре фильм будет показан в России. Мы с Артемом придерживаемся одного мнения, что такой фильм важен и для Польши, и для России, где тоже хватает темных пятен в истории.

Как сообщается, картину поддержали министр культуры Польши Богдан Здроевски и режиссер Анджей Вайда. Британское издание The Jewish Chronicle процитировало Вайду: «Я очень рад, что такой фильм снят в Польше».

По словам Яблонски, католическая церковь Польши никак публично не реагирует на фильм, храня полное молчание. «Мы можем только догадываться об их отношении к фильму», – заметил продюсер.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG