Линки доступности

Первая годовщина афганской политики Барака Обамы


Достижение успеха в Афганистане стало одним из главных направлений внешнеполитической деятельности Администрации Барака Обамы. В 2009 году произошли два важных события – в Афганистане прошли президентские выборы, а США начали реализацию новой стратегии действий по борьбе с талибами и Аль-Кайдой.

Майкл О’Хэнлон – старший научный сотрудник Института Брукингса (Brookings Institution) говорит: «На мой взгляд, это был достаточно успешный год. Обама выступает с очень хорошими речами, в рамках которых он несколько раз обращался к проблемам Афганистана. Эти речи не только позволили создать правильную атмосферу, но и сформулировать принципы реальных действий. Прошло слишком мало времени, чтобы стремиться увидеть конкретные достижения в результате реализации этой политики. В любом случае, прогресс будет постепенным. 2009 год был годом хорошего старта – я уверен, что в 2010 году мы увидим позитивные результаты».

США оказались вовлечены в дела Афганистана в результате терактов 11 сентября 2001 года. Организовавшая их Аль-Кайда, базировалась на территории Афганистана, получая поддержку от режима Талибана. Талибан отказался выдать США лидеров Аль-Кайды. После этого президент Джордж Буш подписал (то есть сделал законом) совместную резолюцию двух палат Конгресса США, которая предоставила президенту право использовать силу против всех, кто несет ответственность за теракты 11 сентября – эта резолюция стала юридическим основанием для войны в Афганистане.

Для войны с талибами и Аль-Кайдой в Афганистане была сформирована международная коалиция, однако большую часть наземных операций провели силы афганского «Северного Альянса». Позднее Совет Безопасности ООН принял резолюцию, одобрившую создание Международных сил содействия безопасности. В 2003 году контроль над Международными силами содействия безопасности получил блок НАТО, который вступил в игру, выполняя статью 5 Атлантической Хартии, предусматривающей, что участники Альянса обязаны оказать помощь государству-члену, подвергшемуся нападению.

Важно отметить, что в Афганистане никогда не было периода формальной иностранной военной оккупации – власть всегда принадлежала афганскому правительству, которое с самого начала устанавливало рамки, в которых могли действовать иностранные военные.

В 2006 году талибы значительно активизировались. В 2008 году кандидат в президенты США Барак Обама подверг критике политику Администрацию Буша за утрату интереса к Афганистану и заявил, что именно эта страна стала главным полем боя с международным терроризмом. Менее, чем через месяц после прихода к власти, Обама распорядился направить в Афганистан дополнительно 17 тыс солдат (на тот момент в стране действовали 37 тыс американских военных).

Джеффри Дресслер – аналитик Института исследований войны (Institute for the Study of War) отмечает: «Совершенно определенно можно сказать, что в последние 5-6 лет мы страдали от недостатка солдат в Афганистане. И одна из первых вещей, которую осознал Обама – это то, что вдобавок к дополнительным войскам нам потребуется изменить тактику, которая поможет использовать эти войска наиболее эффективно. Президент понял, что меры по подавлению атак на войска коалиции должны фокусироваться на ряде ключевых моментов – в частности на недопущении распространения активности инсургентов в новые районы. Мы уже видим позитивную динамику в тех областях Афганистана, где у нас достаточное количество солдат».

27 марта Обама заявил о смене приоритетов в Афганистане – главной целью стало уничтожение баз Талибана и Аль-Кайды в Пакистане. США увеличили помощь Исламабаду и оказывали на него давление с тем, чтобы пакистанские военные взяли под контроль территории де-факто не управлявшиеся властями страны (в конце 2009 года пакистанцы провели ряд успешных атак на позиции талибов). Кроме того, США направили в Афганистан еще 4 тыс инструкторов для обучения афганской армии и сил безопасности. В апреле прошел очередной саммит НАТО, на котором было принято решение направить 5 тыс. специалистов для обучения афганских военных и полицейских.

В мае был сменен командующий войсками США в Афганистане – им стал генерал Стэнли Маккристал, который имел удачный опыт действий в Ираке. Его назначение было произведено под аккомпанемент призывов американских политиков и экспертов о смене стратегии в Афганистане. В последующие месяцы войска США и НАТО провели серию наступательных операций.

В ноябре Хамид Карзай был переизбран на пост президента Афганистана. Выборы происходили в крайне тяжелых условиях – талибы угрожали смертью тем, кто придет на избирательные участки. Выборы сопровождались подтасовками, однако США и международное сообщество признали их результаты. Вашингтон призвал Хамида Карзая активней бороться с коррупцией, наладить нормальное функционирование госаппарата и в конечном итоге взять судьбу Афганистана в свои руки. До сего дня Карзай – из-за оппозиции национального парламента - не смог завершить формирование нового правительства.

Джозеф Герсон, директор программы мира и экономической безопасности в Комитете помощи друзьям Америки (American Friends Service Committee), критически оценивает сложившееся положение: «Результаты действий в Афганистане можно назвать провальными. Главной ошибкой является неспособность использования дипломатического ресурса. У нас нет никаких подвижек в деле борьбы с коррупцией в правительстве президента Карзая. Сейчас существует серьезная обеспокоенность, что если парламентские выборы пройдут в Афганистане в ближайшем будущем, то по количеству нарушений они ничем не будут уступать президентским. Поэтому сейчас обсуждается план их переноса на более поздний срок».

1 декабря 2009 года Барак Обама сообщил о начале реализации новой стратегии в Афганистане. Она основана на трех принципах: во-первых, активизации военных операций, во-вторых, активизации усилий в области помощи афганскому государству и, в-третьих, налаживания эффективного сотрудничества с Пакистаном. Ричард Холбрук, спецпредставитель Госдепартамента США в Афганистане и Пакистане впоследствии пояснил, что Афганистан в центре внимания Вашингтона, потому что ситуация здесь влияет на базовые интересы национальной безопасности США. Главной задачей новой стратегии была названа возможно более быстрая передача всех полномочий в сфере безопасности афганским властям. По словам Холбрука: «Президент уверен в том, что мы должны направить больше усилий для того, чтобы афганцы могли самостоятельно решать свои проблемы и что за 18 месяцев мы должны увидеть ощутимый прогресс».

В рамках реализации стратегии в Афганистан было решено направить дополнительно 30 тыс американских военнослужащих (в декабре 2009 года их насчитывалось 68 тыс) и значительно увеличить количество гражданских советников, которые должны помочь наладить нормальную жизнь в стране. На тот момент, в Афганистане также действовали более 71 тыс военных из 42-х стран мира.

Джеймс Доббинс, директор Центра международной безопасности и оборонной политики корпорации RAND, отмечает: «Нет сомнений, что ситуация в Афганистане продолжает оставаться крайне серьезной. Но, на мой взгляд, президент и Администрация точно оценили серьезность проблемы и привлекли к ней внимание международного сообщества. Напомню, что до этого Пакистан как-то выпадал из мировой повестки дня. Президент также направил в Афганистан дополнительные ресурсы из США и добился того, что иные государства продолжат там действовать. Еще слишком рано для того, чтобы пытаться оценивать конкретные результаты, тем более, что большая часть обещанных подкреплений еще не прибыла в Афганистан».

По состоянию на 10 января 2010 года, за время проведения международной операции в Афганистане погибли 948 американских солдат и 622 военнослужащих, представлявших иных страны коалиции.

Опросы, проводимые в США, в последние годы показывают, что американцы достаточно пессимистично оценивают ситуацию в Афганистане. Однако в январе отмечен всплеск оптимизма.Исследование телекомпании CNN показало, что ныне 51% американцев одобряют действия Обамы в Афганистане – 47% не одобряют. Схожие результаты дал опрос телекомпании CBS – действия Обамы в Афганистане поддерживают 46% американцев, критикуют – 38%. Еще в октябре критиков было заметно больше, чем сторонников афганской политики США.

Налаживание нормальной жизни в Афганистане потребует длительного времени. Эта страна является одной из беднейших в мире. Значительная часть трудоспособных афганцев не имеет работы. Миллионы афганцев зависят от международных программ продовольственной помощи, иностранные доноры обеспечивают 80-90% бюджета страны.

XS
SM
MD
LG