Линки доступности

О чем говорят президенты США, соглашаясь стать кандидатом в президенты

Ежегодно президенты США произносят десятки речей, большинство из них не имеют программного характера. Часть выступлений обязательны, например, ежегодное программное «Послание к Конгрессу» и номинационная речь, которую хозяева Белого дом, вступившие в борьбу за второй срок, произносят на съездах своих партий.

Однако номинационная речь – именно с ней выступит Барак Обама поздно вечером 6 сентября – имеет гораздо более важное, прикладное значение. Ее цель тройственная: во-первых, президент должен напомнить об основных приоритетах своего правления и отчитаться об успехах, достигнутых за четыре года; во-вторых, президент должен отреагировать на критику оппонентов и продемонстрировать их политическую несостоятельность. И, в третьих – самая главная задача – речь должна привлечь на сторону президента колеблющихся избирателей, воодушевить его сторонников и, в идеале, дать возможность выиграть выборы.

Энциклопедия американского президентства» (Encyclopedia of the American Presidency) отмечает: «Эти речи имеют особое значение, поскольку, как правило, партийные съезды способны существенно увеличить популярность кандидата в президенты».

Номинационные речи транслируют основные американские телеканалы (считается, что в последние два десятилетия прямую трансляцию этих выступлений смотрят 60-70% избирателей), их тексты перепечатывает большинство газет, их активно анализируют и обсуждают.

Однако, эти речи редко признаются выдающимися образцами ораторского искусства.

К примеру, Американское общество риторики регулярно опрашивает своих членов и публикует рейтинги речей, которые те признают наиболее выдающимися образцами ораторского мастерства: в два последних рейтинга не вошла ни одна речь, произнесенная действующим президентом на партийном съезде. Сайт American Rhetoric аналогичным образом создал рейтинг из ста лучших речей, произнесённых в 20 веке: в их число не вошла ни одна номинационная речь (но, при этом, вошли две такие речи кандидатов в президенты, не победивших на выборах).

Частично это объясняется тем, что в речах, произносимых на партийных форумах, как правило не бывает сюрпризов: к этому времени опубликованы и одобрены политические платформы партий, позиции сторон в сферах политики, экономики, социальной сферы и пр., более-менее определены, а аудиторию в зале составляют однопартийцы оратора.

Образы надежды

Традиционно, главная тема номинационных речей президентов, претендующих на второй срок в Белом доме – это тема «Американской мечты».

Принимая партийную номинацию, президенты не только рассказывают о том, что было ими сделано за четыре года управления страной, но и обещают сделать все возможное, чтобы американцы получили шанс на успех и процветание – то есть, на воплощение в жизнь пресловутой «мечты», лишенной утопических черт.

Общепринятого употребления термина «Американская мечта» не существует. В прикладном смысле ее, вероятно, можно сформулировать так: это экономическая система, в которой каждый трудолюбивый человек способен добиться успеха, а каждое новое поколение живет лучше, чем предыдущее.

Все президенты в той или иной форме обращались к этой тематике, трактуя «мечту» в терминах свое идеологии.

Вот как говорил об этом республиканец Джордж Буш-младший в 2004 году, введя в политический оборот определение «сострадательного консерватизма»: «Я борюсь за президентство, имея простой и позитивный план создания более безопасного мира и Америки, дающей своим жителям больше надежд. Я использую философию сострадательного консерватизма: правительство должно помочь людям улучшить их жизнь, а не пытаться управлять их жизнями».

Его предшественник – демократ Билл Клинтон – в 1996 году использовал образ «моста в будущее»: «Я люблю и уважаю богатую и гордую историю Америки. Я намерен сохранить наши лучшие традиции и использовать их в будущем. Однако, при всем уважении, нам не стоит строить мост в прошлое. Нам нужен мост в будущее. И именно этим делом я намерен заниматься».

В 1984 году республиканец Рональд Рейган использовал образы «нового начала» и «весны надежды»: «Мы собрались вместе, чтобы начать общенациональный крестовый поход, чтобы вновь сделать Америку великой и чтобы дать старт новому началу. Наша страна живет в мире, мы переживаем весну надежды для Америки».

Есть яркие примеры из более давней истории.

В 1964 году демократ Линдон Джонсон обратился к своему другу – прославленному писателю Джону Стейнбеку с просьбой : помочь ему написать текст номинационной речи. Стейнбек впоследствии рассказывал, что примерно четверть речи Джонсона, в которой тот объявил «войну бедности», была написана им.

В 1936 году Франклин Рузвельт дал задание подготовить текст речи сразу двум группам спичрайтеров – это было сделано в надежде выбрать из двух вариантов лучшие куски, и совместить их в речи. Тогда главной темой речи – сомнений это не вызывало ни у кого – должна была быть борьба с Великой депрессией. Однако попытка гибридизации текстов не увенчалась успехом. Один из проектов, авторами которого были люди, имевшие тесные связи с Уолл-стритом, был отвергнут президентом, причем, как пишут биографы Рузвельта, тот использовал крайне жесткие выражения. Второй проект Рузвельт переписал сам, добавив мощный образ: он призвал американцев бороться с «экономической тиранией» большого бизнеса.

Обама против Обамы

Ныне Барак Обама будет фактически соревноваться с самим собой – четырехлетней давности. В 2008 году он получил номинацию Демократической партии, добытую в результате напряженнейших праймериз, и произнес речь, продолжавшуюся около десяти минут.

Обама говорил о том, что правление Джорджа Буша привело Америку к кризису: «Америка, наша страна лучше, чем мы видели за эти восемь лет!». Он осудил республиканскую философию, которой руководствуются Джордж Буш и сенатор Джон Маккейн – главный соперник Обамы на выборах. И сказал: «Мы – демократы – измеряем прогресс тем, сколько людей смогли найти работу, которая позволяет обслуживать их ипотечный кредит и ежемесячно откладывать немного денег, чтобы дети могли получить образование». Он заявил, что «Америка нуждается в президенте, который способен отвечать на угрозы будущего, а не ориентироваться на идеи из прошлого».

Речь Обамы назвали тогда «превосходной» 35% американцев, опрошенных службой Gallup, еще 23% респондентов выбрали оценку «хорошая». Служба Gallup проводит эти замеры три десятилетия и пришла к выводу, что сенатор Обама установил рекорд – столь высоких оценок не получал никто из ораторов, выступавших на партийных конвенциях. Во многом, именно это выступление, которое смотрели американцы, не уделявшие до этого особого внимания ходу избирательной кампании, сделало Обаму национальным лидером.

Впрочем, влияние ораторского мастерства на результаты выборов не стоит преувеличивать: данные Gallup к примеру, демонстрируют, что в 2004 году на партийных съездах демократ Джон Керри выступил лучше, чем республиканец Джордж Буш-младший, но, тем не менее, проиграл гонку за Белый дом.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG