Линки доступности

Американский джаз в дворянской усадьбе


Американский джаз в дворянской усадьбе

Американский джаз в дворянской усадьбе

<!-- IMAGE -->

Джаз в подмосковной усадьбе князей Юсуповых. Яркая, шумная атмосфера авангарда и тихая строгость аллей и классических скульптур. Легкий шелест старинных фонтанов и причудливая какофония звуков. По мнению устроителей – а это крупнейший в России open-air джазовый проект – такое неожиданное сочетание и делает фестиваль неповторимым и непредсказуемым, как и сам джаз. Тем более, что на разных площадках фестиваля представлены самые разные стили. «Партер» – где играют все: от джаз-рока до этно-музыки. «Аристократ» – на котором звучит традиционный и авангардный джаз. «Каприз» – где царит свинг, рок-н-ролл и буги-вуги. Площадка LiveJournal «дЖЖем» – сцена, где может заявить о себе любой музыкант-любитель.

Фестиваль «Усадьба-джаз» в Архангельском родился 6 лет назад. И понятно, что коль Америка – родина джаза, то никак не обошлось без американских исполнителей. Правда, сначала, учитывая скромные возможности нового проекта, американские джазовые направления представляли российские музыканты, которые уехали жить и работать в Штаты. Но фестиваль рос, а вместе с ним росло и количество, а главное – качество исполнения. И вот уже среди гостей в Архангельском стали появляться такие американские звезды, как Marcus Miller, Karl Denson, Red Elvises, Charlie Hunter.

Нынешний фестиваль «Усадьба-джаз» прошел при поддержке посольства США в Москве, а одним из спонсоров выступил авиаперевозчик American Airlines. Вероятно, еще и этим можно объяснить большое количество творческих коллективов из Соединенных Штатов, включая и такой прославленный, как квартет Брэнфорда Марсалиса (Branford Marsalis Quartet).

<!-- IMAGE -->

«Нам давно хотелось пригласить на нашу площадку Брэнфорда Марсалиса, –говорит президент фестиваля «Усадьба-джаз» Мария Семушкина. – И дело не только в том, что этот саксофонист из знаменитой музыкальной семьи, обладатель трех премий «Грэмми» – одна из самых ярких личностей в современном джазе. Брэнфорд, работая в американских университетах, ведя популярные радиопрограммы, очень много сил отдает воспитанию молодых джазовых исполнителей. А наш фестиваль – это тоже школа для начинающих музыкантов».

«Холодный вечер!», – с улыбкой заметил публике, выходя на сцену «Аристократа», Брэнфорд Марсалис. И впрямь, когда зашло солнце, нелишними на площадке оказались газовые горелки-обогреватели. Но за полтора часа виртуозная игра Брэнфорда и его команды – прекрасно владеющей всеми стилями от классики, до авангарда – еще раз убедила, что у настоящего искусства, как и у природы, нет плохой погоды. И даже начавшийся дождь не смог приглушить гул аплодисментов.

Также тепло принимала публика и других американских исполнителей. Например, вокалиста Николаса Бирда. Николас поет не только мэйнстрим, но работает в стиле smooth jazz. А кроме того он еще и отличный драматический актер – играет полицейских в популярных фильмах. Например, в «Настоящем преступлении», где снимался вместе с Клинтом Иствудом. На сцене «Аристократа» Николас Бирд выступал в паре с известным российским саксофонистом Олегом Киреевым. И, похоже, этот творческий тандем удался.

Возможно, немногие гости нынешнего музыкального праздника знают, что в Америке тоже есть свой «московский» джазовый фестиваль. И проходит он в крохотном городке (всего 18 тысяч жителей) Москоу (Moscow) в штате Айдахо. Причем участников и гостей это шоу собирает больше, чем насчитывает все население провинциального городка. А вот джазовый журналист, главный редактор портала Джаз.Ру Кирилл Мошков не только бывал там, но даже написал книгу об этом и других американских фестивалях. Она так и называется «Индустрия джаза в Америке». Эта книга стала маленьким открытием для любителей музыки в Архангельском, ведь она является, наверное, первым серьезным исследованием на русском языке о джаз-технологиях в США.

«Конечно, американские фестивали отличаются от российских, – делится впечатлениями Кирилл Мошков, – хотя бы потому, что в Америке не так много дворянских усадеб, где можно было бы провести подобное музыкальное шоу. Например, в том же городке Москоу в Айдахо основные музыкальные состязания проходят на большом крытом стадионе среди фермерских полей чечевицы. И там соревнуются 15 тысяч музыкантов, а здесь – только четыреста. Но надо помнить, что американскому «московскому» фестивалю уже более 40 лет. В этом смысле, я надеюсь, у нашей «Усадьбы-джаз» все лучшее еще впереди».


XS
SM
MD
LG