Линки доступности

Отверточное производство:плюсы и минусы


Отверточное производство:плюсы и минусы

Отверточное производство:плюсы и минусы

<!-- IMAGE -->

Несмотря на падение спроса на автомобили в условиях глобального экономического кризиса, российские власти, как на федеральном уровне, так и в регионах поддерживают строительство новых заводов, работающих по «отверточному принципу». Так, накануне открытия XIII Петербургского международного экономического форума, в городе на Неве открылся завод по сборке автомобилей марки Nissan. На следующий год в Петербурге запланирован пуск завода южнокорейского автоконцерна Hyundai. Наконец, стало известно о том, что Сбербанк России купил 35% акций компании Adam Opel. Таким образом, налицо продолжение переориентации мирового рынка по производству автомобилей. Как оценивают эту тенденцию российские эксперты?

<!-- IMAGE -->

К примеру, директор по исследованиям компании ABARUS Market Research Вера Никольская считает: «Активное открытие отверточных производств в России – это не расчет на дешевую рабочую силу. Ее относительная дешевизна с лихвой покрывается затратами на электроэнергию и транспортировку. Россия для автомобильных концернов – это в первую очередь очень перспективный рынок сбыта». При этом Вера Никольская подчеркивает: «При всем уважении к российской экономике, мы испытываем несколько скептическое отношение к собственным разработкам в области автомобилестроения. При достаточной степени локализации производства мировых брендов… российская экономика имеет шанс быть не придатком мировой автомобильной промышленности, а полноправным ее участником».

Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Государственного Университета – Высшей школы экономики РФ Александр Абрамов считает, что в открытии заводов, работающих по «отверточному принципу» очень заинтересованы местные власти: «Для них не столь важен общий технический прогресс в России, сколько создание новых рабочих мест и источников финансирования региональных потребностей».

«Однако бурное развитие таких производств показывает, что федеральные власти все чаще выкидывают белый флаг в мировой конкуренции за технологии, - говорит эксперт. - Каждый новый завод подобного рода, открываемый в России – это приговор будущему российской экономики, а, возможно, и государственности. Было бы интересно оценить, сколько с каждого собранного в России автомобиля Nissan будет доставаться японской компании, сколько – российским предприятиям, и сколько – дилерам».

Естественно, открытие заводов, обеспечивающих занятость и неплохую зарплату во время повсеместного спада производства – благо для наемных работников. А есть ли в этом выгода для российских автолюбителей?

Менеджер по корпоративным продажам автомобилей Land Rover Георгий Премильский считает: «С точки зрения российского покупателя, здесь есть как плюсы, так и минусы, так как некоторые присущие российским предприятиям недостатки качества, к сожалению, присутствуют и в сборочных цехах иностранных компаний, находящихся в России. Но этих недостатков становится все меньше и меньше, и наверняка довольно скоро они совсем сойдут на нет при грамотном и профессиональном менеджменте этих заводов. Зато возможность получить автомобиль быстрее из-за более простой логистической цепочки, дешевле из-за налоговых льгот и удешевления производства, в приспособленных под российского потребителя комплектациях – несомненный плюс».

Что же касается покупки Сбербанком России 35% акций компании Opel, то эта сделка вызывает тревогу у министра экономики Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга. Как сообщает немецкая газета Süddeutsche Zeitung, г-на цу Гуттенберга беспокоит то, что в результате данной сделки «все риски несет немецкое государство, а новые собственники практически ничем не рискуют.
В худшем случае налогоплательщикам придется выложить четыре с половиной миллиарда евро за предприятие, выживание которого не гарантировано, несмотря на помощь государства. Ведь в мире слишком много автопроизводителей и слишком мало покупателей».

Отметим, что вскоре после того, как Сбербанк России решил поддержать на плаву немецкий автомобильный концерн, на петербургском заводе компании General Motors (в которую входит и Opel) на три недели приостановлен выпуск автомобилей марок «Опель Антара» и «Шевроле Каптива». Руководство предприятия объясняет это чисто техническими причинами. Однако не исключено, что после запуска конвейера завод перейдет на сокращенную рабочую неделю.

Впрочем, здесь кроется еще одна опасность – в пару к «Петербургскому Детройту» может образоваться «Нижегородский Детройт». Соответственно начнется конкуренция за внимание и поддержку Центра. А в данном случае «Боливар» может не выдержать двоих….

XS
SM
MD
LG