Линки доступности

<!-- IMAGE -->

Никто не сомневается, что жизненный успех зависит от умственных способностей (а также от трудолюбия, упорства и просто везения). Считается, что уровень этих способностей можно определить с помощью специальных тестов. Их результаты складываются в единый численный показатель - коэффциент интеллекта (Intelligenz-Quotient, или сокращенно IQ), предложенный почти сто лет назад немецким психологом Вильгельмом Штерном.

Результаты всех тестов на IQ обрабатывают на основании железного правила: его среднее значение для любой человеческой популяции всегда равно 100. Половина людей просто по определения имеют IQ от ста баллов и выше, и половина – не более ста. В принципе коэффициент интеллекта можно было бы определять иначе, но такова уж старая почтенная традиция.

Нелепо отрицать, что тесты на IQ действительно дают некоторое представление об интеллекте. Однако педагоги и психологи никак не могут договориться, от чего зависит коэффициент интеллекта и насколько он отражает умственный уровень конкретного человека. Многие полагают, что IQ не менее, чем на 80%, определяется генами. Отсюда следует, что этот показатель практически невозможно улучшить – природа не позволит. Родители и школа могут как угодно бороться за ребенка c невысоким IQ, но эти попытки мало что изменят.

В общенациональном масштабе в этом бессильны и государственные программы, и усилия филантропических организаций – против наследственности не попрешь. Можно страстно желать поднять свой собственный интеллектуальный потенциал и предпринимать для этого титанические усилия – опять-таки без всякой пользы. Как говорится, на роду написано…

Однако генетическая предопределенность коэффициента интеллекта никогда не была подтверждена строгими научными данными. Более того, многие специалисты считают, что IQ отнюдь не закреплен при рождении и вполне поддается изменениям. Выражаясь конкретней, он зависит не от одной природы, но и от воспитания, социального окружения, уровня жизни, образования, самообразования и много чего еще. Следовательно, IQ можно повысить – нужно только знать, как это сделать.

<!-- IMAGE -->

Недавно в США вышла в свет монография «Интеллект и как его приобрести» [Intelligence and How to Get It], на страницах которой в пух и прах разбивается теория генетической предопределенности умственных способностей. Автор книги Ричард Нисбетт [Richard Nisbett], ученый с мировым именем, заслуженный профессор социальной психологии Мичиганского университета, любезно согласился рассказать Русской редакции «Голоса Америки» о своих исследованиях.

Алексей Левин: Профессор Нисбетт, для начала давайте выясним, что именно измеряет коэффициент интеллекта.

Ричард Нисбетт: Определенный срез мыслительных способностей, не более того. Тесты на IQ обычно содержат вопросы с несколькими вариантами ответа, из которых надо выбрать правильный. Иначе говоря, исходная проблема определена, и ее потенциальные решения тоже известны. А в реальной жизни все много сложнее, вряд ли это надо доказывать. Поэтому результаты подобных тестов дают лишь усеченное представление о возможностях и склонностях человека и, в частности, не позволяют достоверно судить о его творческих ресурсах.

А.Л.: В какой степени IQ зависит от наследственности?

Р.Н.: Думаю, меньше, чем вполовину. Весь вопрос в том, как его измерять и как интерпретировать полученные результаты. Допустим, вы сравниваете IQ детей из благополучных семей с более или менее одинаковыми хорошими условиями жизни. Вполне возможно, что в этом случае разницу в величине коэффициента интеллекта в самом деле удастся связать с генетикой. А вот в семьях с низкими доходами степень наследуемости IQ не превышает 20%.

Причина в том, что такие семьи куда сильнее различаются между собой в том, как там относятся к детям. Одно дело, когда родители читают ребенку книжки, следят, чтобы он делал уроки, а не сидел, вперившись в телевизор, – и совсем другое, если он гоняет по улице без присмотра и прогуливает школу. Иначе говоря, в благоприятной среде гены проявляют себя в максимальной степени, а в среде с разбросом жизненных условий их роль сильно снижается.

А.Л.: Иногда приходится читать об открытии генов, ответственных на интеллект. Что здесь правда, а что вымысел?

Р.Н.: Я бы таким заявлениям не доверял. До сих пор не выявлен ни единый кусок наследственной информации, сколь-нибудь серьезно связанный с умственными способностями. Вернее, ни один из наших генов не влияет на колебания IQ более, чем на полпроцента. К тому же таких генов известно совсем немного, не больше дюжины.

А.Л.: Если IQ не предопределен генетически, его можно улучшить. Как это сделать?

Р.Н.: Прежде всего, хорошим образованием. У детей, которые часто пропускают школу, IQ, в среднем, ниже, чем у прилежных учащихся. А вот у хороших учеников из хороших школ результаты тестирования интеллекта имеют тенденцию к улучшению.

Но это еще не все. Одаренные дети чаще рождаются у женщин, которые во время беременности не забывали о физических упражнениях. Причин этой тенденции не знает никто, но статистика ее подтверждает. Поэтому я весьма рекомендую будущей матери не пугаться физических нагрузок. Грудное вскармливание тоже повышает коэффициент интеллекта - в среднем, на 6 единиц. Не стоит забывать о полноценном питании и микроэлементах (к примеру, недостаток иода значимо снижает IQ).

И, наконец, очень много зависит от родителей. Это старая истина, но не грех ее напомнить. Крайне важно как можно больше общаться с ребенком, даже если он еще не научился говорить. Тем более это необходимо, когда ребенок овладеет речью. Необходимо рассказывать ему об окружающем мире и не отмахиваться от его бесконечных вопросов. Обмен мыслями, обмен информацией между родителями и детьми – воистину великий стимулятор умственного развития ребенка.

А.Л.: Многие родители начинают заниматься с чадами задолго до школы - очень рано обучают чтению, начаткам арифметики и грамматики, порой алгебре и геометрии. Способствует ли подобная практика росту IQ?

Р.Н.: Скорее всего, да, но это трудно доказать. Сам я не сомневаюсь, что именно так и происходит. Интеллект быстрее всего развивается в первые годы жизни, и роль стимулирующего воспитания в это время особенно велика. Кстати, это касается не только домашних, но и детсадовских детей.

А.Л.: А как насчет взрослых? Могут они поднять свой IQ?

Р.Л.: Несомненно. Например, хорошие студенты перед получением диплома гораздо лучше расправляются с тестами, нежели в бытность первокурсниками. Из моих собственных наблюдений следует, что развитию интелекта способствует работа со статистическими данными (кстати, многие вообще не представляют, как ими пользоваться). А вот обучение формальной логике вроде бы не стимулирует роста IQ - во всяком случае, я этого не обнаружил.

А.Л.: Итак, отдельный человек может увеличить свой IQ как самостоятельно, так и с чьей-нибудь помощью. А как насчет человечества в целом?

Р.Н.: Аналогично. Эту закономерность давно выявил новозеландский психолог Джеймс Флинн. После Второй мировой войны во всех регионах планеты коэффициент интеллекта жителей увеличивается примерно на 3 единицы за десять лет. Конечно, средний уровень IQ всегда равен сотне баллов, но сами эти баллы не одинаковы. Результаты теста, которые 60 лет назад оценивались 100 баллами, сегодня тянут всего на 82 балла.

Я рад бы сказать, что человечество за последние десятилетия сильно поумнело, но это не совсем так. Просто в обществе распространились знания и навыки, которые позволяют легче справиться со стандартными тестами на коэффициент интеллекта. Я думаю, в этом-то и кроется основная причина эффекта Флинна.

Однако и тут нужны уточнения. Скажем, люди с хорошим словарным запасом лучше решают лингвистические задачи, включенные в такие тесты. С другой стороны, богатый словарь сам по себе расширяет умственные способности. А в наше время миллиарды людей не только читают книги и газеты, но смотрят телевизор и странствуют по Интернету. Они лучше владеют языком и гораздо более информированы, нежели их отцы и, тем более, деды. Вполне понятно, что это сказывается на уровне коэффициента интеллекта.

А.Л.: И последний вопрос. Преуспевание в жизни зависит не от только высокого IQ, не так ли?

Р.Н.: Разумеется. Очень многое определяется упорством, целеустремленностью, трудолюбием и прочими личными качествами. Я мог бы проиллюстрировать это множеством примеров, но вот один, предоставленный самой жизнью. В 60-е годы в американских школах выпускники азиатского происхождения, в среднем, обладали таким же коэффциентом интеллекта, как и ученики из белых семей. В дальнейшем 57% этих азиатских ребят стали юристами, врачами, учеными, инженерами и менеджерами высокого уровня – то есть, получили наиболее престижные профессии. В то же время лишь 33% их белых одноклассников добились таких же успехов. И все потому, что азиаты упорней и лучше работали.

А.Л.: В России издавна говорят, что терпение и труд все перетрут. Как видно, эта пословица не устарела и сейчас.

Р.Н.: Что верно, то верно. Лентяям высокий IQ помогает редко.

XS
SM
MD
LG