Линки доступности

"Пиратский рай" может стать адом


"Пиратский рай" может стать адом

"Пиратский рай" может стать адом

Пираты Сомали. Война на уничтожение

<!-- IMAGE -->

Впервые за долгое время вооруженные силы провели операции по уничтожению пиратов. 10 апреля французский спецназ застрелил двух пиратов в ходе освобождения захваченной ими яхты с гражданами Франции на борту. 11 апреля снайперы спецподразделений США застрелили трех пиратов, которые держали в заложниках капитана американского контейнеровоза, - первого за два столетия корабля США, захваченного пиратами.

Значение этих событий чрезвычайно велико, поскольку он может кардинальным образом изменить тактику действий пиратов, базирующихся в Сомали. Дело в том, что ранее пираты старались избегать кровопролития – средства массовой информации мира уже сообщили, что лидеры морских разбойников пообещали отомстить французам и американцам.

Статистика разбоя

Пиратство существовало всегда, однако привлекло значительное внимание лишь в 2008 году. По статистике Международного Бюро по Судоходству и Мореплаванию (International Maritime Bureau), в 2008 году в мире были захвачены пиратами 49 судов (18 - в 2007 году), еще 46 кораблей были обстреляны. В целом, пираты применяли огнестрельное оружие 139 раз (72 годом ранее). 889 членов экипажей были взяты в заложники, 32 ранены, 11 убиты, 29 пропали без вести. В общей сложности, в 2008 году было зафиксировано 293 попытки нападения пиратов (в 2007 году - 263).

Наибольшую часть прироста пиратской активности обеспечили пираты, оперирующие в водах Сомали и Аденского залива - на их счету 111 инцидентов. Впервые в истории судоходства пираты захватили крупный танкер и судно, груженое танками. Второе наиболее опасное место - побережье Нигерии (40 инцидентов), кроме того, еще около 100 нападений нигерийских пиратов не были подтверждены официально. В числе традиционно опасных мест также остаются воды, прилегающие к Бангладеш и Танзании, однако здесь пираты нападают лишь на суда, стоящие на якоре.

Однако эта статистика учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Многие исследователи отмечают, что де-факто в подобные отчеты попадает не более 10-20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные.

<!-- IMAGE -->

В любом случае, масштабы проблемы оказались столь значительными, что Совет Безопасности ООН в декабре 2008 года принял резолюцию, дающую разрешение на военные действия - в том числе и на проведение наземных операций - против пиратов, действующих в районе Африканского Рога. Кроме всего прочего, Резолюция 1846 дала право государствам, чьи корабли борются с пиратами, входить в территориальные воды Сомали ("преследовать по горячим следам") и бороться с морскими разбойниками так, как это позволено делать в международных водах (де-факто, во внутренних водах Сомали им разрешено применять оружие).

Это чрезвычайно важное нововведение. В международном праве существует ряд основополагающих документов, устанавливающих правила борьбы с пиратами. В 1958 году была принята Женевская Конвенция о действиях в открытом море, в 1982 году - Конвенция ООН по морскому праву. В 1988 году члены ООН подписали Римскую Конвенцию по борьбе с незаконными актами, угрожающими морской навигации. Все эти конвенции установили, что пиратов, находящихся вне территориальных вод своего государства, имеет право ловить и уничтожать боевой корабль любой страны мира. Захваченные пираты могут быть подвергнуты суду не у себя на родине, а в любой другой стране (например, в государстве, чьи военные моряки поймали пиратов, или в государстве, чьи граждане пострадали от пиратства). Однако входить в территориальные воды государства, где прячутся пираты, военные корабли иных стран не имели права без специального разрешения соответствующего государства.

Флоты против пиратов

Ныне в районе Сомали находится большая международная группировка боевых кораблей: действий подобного масштаба по борьбе с пиратами не производилось с момента образования ООН в 1945 году. Ныне здесь действуют или в недавнем прошлом действовали не менее 40 боевых кораблей США, Великобритании, России, Канады, Дании, Франции, Германии, Австралии, Италии, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, Испании, Греции, Пакистана, Японии, Индии, Турции, Ирана, арабских государствами Персидского залива.

Проблема заключается в том, что все эти силы участвуют в разных операциях и не имеют центрального командования. Имеющиеся центры управления расположены достаточно далеко от Сомали. К примеру, европейская флотилия управляется из британского города Норвуда, а "Объединенная Тактическая Группа 150", которая проводит антитеррористические операции подчиняются командованию Пятого Флота США, находящемуся в Бахрейне.

В январе 2009 года в ООН было объявлено, что будет создана объединенная военно-морская группировка, предназначенная для борьбы с пиратами, в создании которой будут участвовать 24 государства мира. Международное сообщество крайне редко задействовало подобные военно-морские силы и впервые в истории, эта армада предназначена не для войны, а для проведения антипиратских операций.

Свои меры предосторожности предпринимают и судовладельцы. К примеру, компания Maersk Line, капитана которого спасли американские спецназовцы, не отправляла в регион Сомали, имеющие скорость менее 18-ти узлов, чья высота от бортика до ватерлинии составляет менее 10-ти метров. Эти ограничения были введены, поскольку предполагалось, что пираты отказываются от нападений на быстрые корабли (способны уйти от преследования) с высокими бортами (сложно взять на абордаж). Последние события показали, что подобные расчеты оказались ошибочными.

Несмотря на всю мощь и все предосторожности современных военно-морских сил, патрулирующих воды вблизи побережья Сомали, по данным Международного Бюро по Судоходству и Мореплаванию, в марте 2009 года был вновь отмечен всплеск пиратской активности: если в январе их не было вообще, в феврале – два случая, то в марте – 15. Бюро выражает озабоченность, что атаки проводятся все дальше от побережья Сомали: как правило, на расстоянии 450 морских миль от береговой полосы, а в одном случае – на расстоянии 900 миль. Ныне в руках у пиратов находятся 17 кораблей и 153 моряков.

Реальные потери мировой экономики в результате действий пиратов оценить крайне сложно. В 2006 году Всемирный Банк пришел к выводу, что годовой ущерб от деятельности пиратов составляет $10-20 млрд.

Секрет пиратского успеха

<!-- IMAGE -->

Джон Барнетт (John Burnett) в книге "Опасные Воды: Современное Пиратство и Террор в Открытом Море" (Dangerous Waters: Modern Piracy and Terror on the High Seas) подчеркивает, что современные пираты также появились в качестве одного из результатов эволюции человечества. Развитие технологий позволило им получить в свое распоряжение быстроходные катера, мощное оружие и средства связи, что сделало возможным уменьшение численности экипажей. В результате краха колониальных империй и появления большого количества территорий, которыми никто не управляет, пираты получили в свое распоряжение людские ресурсы, базы, береговую инфраструктуру, возможности приобретения оружия и техники и пр.

Кроме того, изменился и состав пиратов. Если в прошлом подавляющее большинство экипажей составляли совсем молодые люди, зачастую подростки, а пиратский век был очень недолог, то ныне это мужчины в расцвете сил, которые иногда делают успешную разбойничью карьеру на протяжении десятилетий. Пираты не действуют в одиночку: большей частью они входят в состав криминальных (иногда террористических) синдикатов и полувоенных группировок, обеспечивающих им прикрытие.

В 21 веке пираты оказались в идеальном положении, поскольку в отличие от прошлых веков, торговые и пассажирские суда ныне практически беззащитны. Их экипажи не имеют оружия, в лучшем случае пистолет есть у капитана. Уменьшились и экипажи: если в 1950-е годы среднестатистическим танкером управляла команда из 40-50-ти человек, то ныне - из 15-20-ти.

Разработаны технологии, которые позволяют отбивать нападения пиратов с помощью нелетального оружия, однако подобные инновации очень дороги, и на них не идет большинство судовладельцев. Иногда команды пытаются отбивать нападения с помощью водометов и бутылок, но риск чрезвычайно велик - пираты часто отвечают на это огнем из крупнокалиберных пулеметов и гранатометов. Многие судовладельцы особо инструктируют капитанов, рекомендуя им не оказывать сопротивления пиратам - в противном случае, пиратский абордаж может закончиться гибелью всех членов экипажа и уничтожением корабля.

Параллельно с этим уменьшались силы, призванные противодействовать пиратству. В мире не существует сил, специализирующихся на решении этой задачи. Военные флоты имеют другую задачу - они отвечают за оборону государства и могут быть привлечены к действиям против пиратов лишь в исключительных случаях. В любом случае, борьба с пиратами для современных военных моряков - задача крайне сложная, прежде всего, в политическом плане. Военные не обучены проводить подобные операции. Кроме того, всегда высок риск ошибки: легко можно спутать мирную рыбацкую лодку с пиратским судном и обстрелять ее. Политические последствия этого могут быть крайне неприятными.

Однако военно-морское присутствие в регионе не гарантирует безопасности торговых судов, поскольку были примеры того, как пираты захватывали суда, передвигавшиеся в конвоях. Пиратам достаточно 15-ти минут, чтобы взобраться на борт и взять в заложники экипаж корабля, после чего вмешательство военных моряков становится бессмысленным.

Казус Сомали

Многие государства, которые формально контролируют ситуацию в своих территориальных водах, не в состоянии это делать. Живым примером является Сомали, у которого отсутствует военно-морской флот.

Борьба с пиратами, базирующимися в Сомали, крайне затруднена. Сомали - идеальное место для пиратских баз. Здесь фактически отсутствует центральная власть, страна наводнена оружием. В свою очередь, Аденский залив, являющийся продолжением Красного моря и Суэцкого канала, это кратчайший путь из Европы в Азию. Ежегодно здесь проходит до 20 тыс. судов. По масштабам трафика, Аденский залив уступает лишь Малаккскому проливу (50 тыс. кораблей в год), но превосходит Панамский канал (15 тыс.).

Сами сомалийские пираты пиратами себя не считают. По данным Центрального командования США (US Central Command), во многих случаях это участники вооруженных формирований, которые имеют богатый опыт ведения боевых действий и базируются в самопровозглашенных независимых анклавах, таких как Пунтланд и Сомалиланд. Их организация имеет племенной и клановый характер. Ряд интервью, которые они дали западными СМИ, позволяет оценить их аргументацию. Они, в частности, подчеркивают, что экономика их родины разрушена Западом, который сбрасывает в территориальных водах Сомали химические отходы, а иностранные сейнеры вылавливают сомалийскую рыбу. Пиратов невозможно отличить от местных жителей, а местных жителей - от пиратов. Население прибрежных городов и деревень пиратов всемерно поддерживает, поскольку морской разбой является основой местной экономики.

Вирджиния Лансфорд (Virginia Lunsford), автор книги "Мертвые не Болтают: Культурная История Пиратства в Современную Эпоху" (Dead Men Tell No Tales: A Cultural History of Piracy in the Modern Age), отмечает, что современное пиратство может существовать долгое время лишь при наличии пяти основных составляющих. Во-первых, пираты должны обладать большим числом потенциальных рекрутов, во-вторых, безопасной базой, в-третьих, сложной организацией, в-четвертых, внешней поддержкой какого-либо рода и, в-пятых, культурными связями, которые обеспечивают солидарность внутри группы. Все эти факторы ныне присутствуют в Сомали.

Питер Лер (Peter Lehr), автор книги "Насилие на Море: Пиратство в Эру Глобального Терроризма" (Violence at Sea: Piracy in the Age of Global Terrorism) главу, посвященную анализу действий сомалийских пиратов, назвал весьма показательно: "Пиратский рай".

XS
SM
MD
LG