Линки доступности

На инаугурацию Барака Обамы приедут миллионы людей

  • Дэвид Берд

Недалеко от столичной Пенсильвания авеню, по которой пройдет инаугурационный парад, расположена Национальная портретная галерея – строение, напоминающее афинский Парфенон. Это здание архитектор Вашингтона Пьер Ленфант задумал как «храм героев».

Долгое время здесь размещалось Государственное патентное управление. В 2000 году началась капитальная перестройка, которая завершилась несколько лет тому назад. Теперь в здании появилась большая аудитория, а прежде открытый стихиям внутренний дворик снабдили стеклянной крышей, сквозь которую дневной свет заливает всю его центральную часть и позволяет вечерним посетителям любоваться звездным небом.

В 1865 году здесь проходил инаугурационный бал Авраама Линкольна, и несколько портретов 16-го президента украшают стены галереи.

Сегодня толпы посетителей притягивает правда не Линкольн, а другой житель Иллинойса, Барак Обама, в честь которого в галерее развернута выставка известного фотографа немецкого происхождения Мартина Шёлера, учившегося у легендарного фотохудожника современности Ани Лейбовитц. «Гвоздь» экспозиции – фотография Обамы 2004 года была сделана по заказу журнала CQ, включившего тогда иллинойского сенатора в своей пантеон «Мужчин года».

Снимок большой – более полутора метров в высоту и почти метр тридцать в ширину. Это бюстовый фотопортрет на скупом белом фоне; выражение лица Обамы строгое, без привычной солнечной улыбки.

«Это честный портрет, сделанный с близкого расстояния. Обама мне не позировал и не улыбался, он был абсолютно естественен, что редко бывает со знаменитостями», – рассказал в интервью «Голосу Америки» Мартин Шёлер.

Забавно, что журнал CQ отобрал в тот номер другой снимок, на котором запечатлен «типажный» осклабившийся Обама.

«В выбранном нами снимке, – рассказывает группе туристов куратор Энн Гудиер, – со всей наглядностью отображены важнейшие качества Барака Обамы – целеустремленность, упорство и стойкость, которые позволили ему выйти победителем в труднейшей предвыборной кампании, и именно этого Обаму мы хотим донести до сегодняшних и будущих посетителей нашей галереи».

По соседству с фотопортретом Обамы экспонировано схожее по форме изображение его соперника по президентской гонке сенатора Джона Маккейна. Рядом с ними вывешены фотографии киноактеров Джека Николсона и Анжелины Джоли, художника Синди Шерман, а также серии малых по размеру снимков мужчин обитающего на Амазонке крошечного индейского племени пира.

Вместо того, чтобы «отщелкать» Обаму сразу цифровым аппаратом, Шёлер сначала снял его на кинокамеру, чуть-чуть расфокусированную, а затем оцифровал пленку.

«Цифровая фотография, – говорит он, – чрезмерно фокусирует изображение, придает ему слишком большую глубину. Мне же хотелось, чтобы зритель сразу же встретился глазами с Обамой, вступил с ним в прямой зрительный контакт, не отвлекаясь на выразительные и технически совершенные, но второстепенные детали фотопортрета».

«Что Шёлеру прекрасно удается, так это глубже раскрыть характер человека, с которым зритель, как ему кажется, и так хорошо знаком, – замечает крупный нью-йоркский критик Винс Алетти. – Он предлагает нам прежде незнакомый ракурс, как будто бы даже срывает маску со своего субъекта. Фотоаппарат Шёлера подобен рентгену, тот, кого он снимает, чувствует себя изобличенным, ему негде скрыться. Зритель вплотную приближен к знаменитости, и он видит ее так, как никогда бы не увидел издали».

Во время президентской кампании Шёлер продал 250 уменьшенных экземпляров своей знаменитой фотографии по 250 долларов за каждую. Выручка была перечислена в избирательный фонд Барака Обамы. На инаугурации однако, фотографа не будет – вечные дела, служебная командировка.

Выставка Мартиша Шёлера в Национальной портретной галерее открыта до 27 сентября 2009 года.
XS
SM
MD
LG