Линки доступности

Энергетический рынок Центральной Азии: слушания в Палате представителей

  • Наджия Бадыкова
  • Елена Михайлова

Комитет по иностранным делам Палаты представителей провел слушание по современному положению в Центральной Азии. Слушание возглавил председатель подкомитета по странам Азии, Тихого океана и глобальной окружающей среде Эни Фалеомаваэга, конгрессмен-демократ от американского Самоа. С докладом перед комиссией выступил помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер.

«Центральная Азия становится важным игроком на международной энергетическом рынке» – этими словами открыл слушание председатель подкомитета. «В соответствии с данными Министерства энергетики США, – заявил Эни Фалеомаваэга, – запасы природного газа в Центральноазиатском регионе сопоставимы с запасами США. Центральная Азия рассматривается как важнейший фактор в диверсификации поставок энергии в Европу. Регион стратегически важен для США ввиду его соседства с Ираном, Китаем и Россией».

Помощник госсекретаря Ричард Баучер, курирующий Южное и Центральноазиатское направления, в своем выступлении подчеркнул, что «США находятся в регионе не для того, чтобы вести геополитические игры, а для того, чтобы помочь этим странам стать подлинно самостоятельными и суверенными».

Конгрессмен Фалеомаваэга поднял вопрос об отношениях США с Ираном, отметив, что США ведут себя в Центральной Азии так, как будто бы Ирана – крупнейшего соседа этих стран – там просто не существует. Американцы озабочены ядерной программой Ирана и применяют к нему экономические санкции, в то время как союзники США – европейцы торгуют и сотрудничают с Ираном.

«Многие аналитики считают, что ШОС может стать организацией, противостоящей НАТО, – сказал далее конгрессмен Фалеомаваэга. –Более того, Иран намеревается стать членом ШОС, а размещение ПРО в Европе, как считают россияне, направлено не против Ирана, а против России. Поэтому напрашивается вопрос: не стоим ли мы на пороге нового витка гонки вооружений?»

«Задачи ШОС – урегулирование пограничных споров, сотрудничество в борьбе против терроризма, торговые контакты. Не похоже, что эта организация перерастет в военную, – указал Ричард Баучер. – ШОС не полномочна давать указания странам-участницам, что и как им делать. Вы помните, что в прошлом году ШОС потребовала вывода американского военного контингента из Кыргызстана, однако Бишкек ясно дал понять, что у него с нами двухстороннее соглашение и что база будет сохранена до тех пор, пока этого требует ситуация в Афганистане. Однако вступление Ирана в ШОС, с нашей точки зрения, не может быть позитивным».

«Центральноазиатские страны торгуют с Ираном, и это нормально, – сказал Баучер. – Однако США стремятся нейтрализовать влияние Ирана на политические партии и правительства стран региона, на их религиозную практику, или препятствовать поставкам оружия, как это имеет место с "Талибаном"».

По словам конгрессмена Фалеомаваэги, многих аналитиков волнует перспектива создания странами Центральной Азии, включая Иран и Россию, организации, подобной ОПЕК.

«Мне кажется, все страны-экспортеры энергоресурсов хотят следовать за ОПЕК, – сказал Баучер. – Не нравится им то, что их ресурсы пытаются монополизировать. Из-за советской инфраструктуры все трубопроводы проходили через Россию. Страны региона выискивают новые возможности экспорта. Долгое время Туркменистану платили за газ по низкой цене, и сейчас он хочет иметь возможность продавать газ по более приемлемой цене многим покупателям, в том числе России».

Конгрессмен-демократ от штата Техас Рубен Инохоса поднял вопрос о политике Китая и России в Центральной Азии: не мешают ли Россия и Китай усилиям США по либерализации экономики, демократизации и соблюдению прав человека в регионе?

Действуя в регионе, Россия и Китай не поднимают с местными властями вопросы прав человека и рыночных реформ: у них совсем другие цели, подчеркнул Ричард Баучер: «Америке свойственно печься о том, чтобы страна, которой она помогает, обрела здоровое современное общество. Это наша цель. К России и Китаю это относится в меньшей степени. Когда лидеры в регионе просят нас помочь в той или иной области, я всегда спрашиваю: а что вы можете сделать в области прав человека, экономических реформ? А они говорят: какие вы, американцы, странные, китайцы нам дали 600 миллионов на строительство дорог и не задали ни одного подобного вопроса. Так что процесс этот сложный».

В заключение Ричард Баучер отметил, что американцы предлагают целый пакет мер странам Центральной Азии, если они хотят строить у себя современную экономику и современное общество, и видное место в этом пакете занимает активное сотрудничество с внешним миром.

XS
SM
MD
LG