Линки доступности

Музей паровозов в Пенсильвании

  • Елена Михайлова

Сегодня американцы путешествуют по стране на машинах и самолетах, иногда даже и собственных. Передвигаться поездом считается дорого и медленно. Однако когда-то поезд был самым современным видом транспорта.

В 1812 году путешествие на дилижансе из Питтсбурга в Филадельфию, которые находятся на таком же расстоянии, как Москва и Тамбов, занимало шесть дней. В 50-х годах XIX века то же самое расстояние на поезде покрывалось за 15 часов, а к 1920 году – уже за 5 часов. Именно паровоз превратил Соединенные Штаты из сельскохозяйственной в промышленную страну.

Железнодорожный музей «Steamtown» в Скрэнтоне (штат Пенсильвания) рассказывает о роли паровоза в истории Америки. Дымящие паровозы, горящее масло, старые вагоны наверняка будут интересны любителю старины и истории железных дорог. Да кто еще в век виртуальных игр поедет в Пенсильванию смотреть на груду неплохо сохранившегося железа XIX века? Но таких оказалось немало.

Поездам, выставленным в музее, давно перевалило за одиннадцатый десяток, но благодаря неустанным заботам на них даже и сейчас можно прокатиться. Машинист паровоза, как и большинство работников музея, работает в музее бесплатно.

«Я всегда любил железные дороги, – говорит он. – Всем этим поездам больше ста лет. Так происходит эволюция: сначала были поезда, потом появились самолеты, потом – космические корабли. Историю нужно сохранять, чтобы не повторять ошибки предков, чтобы знать, как люди жили и работали раньше».

«Мне нравится здесь работать, – признается машинист. – А раньше я был водопроводчиком. И еще очень важно, чтобы дети знали, как работали их родители, бабушки и дедушки. Я не знаю, как в России, но здесь американцы работали шесть дней в неделю по десять часов в сутки».

Оказалось, что то, как работали в России, знает еще один доброволец музея. Он продает билеты, проводит экскурсии, а в свободное время… читает Солженицына.

Кроме старых поездов и мастерских, можно заглянуть и в современный музей с прибамбасами XXI века: виртуальные экскурсии, разноцветные экспозиции, модели поездов, восстановленные фотографии и иллюстрации давних лет, и даже кинотеатр.

Посмотреть нужно так много, что волей-неволей устанешь. А ведь еще предстоит вести машину домой... А каких-то сто лет назад можно было сесть в удобный вагон, выпить чашку чая и, расслабившись под равномерный стук колес, неспешно катиться к дому.

Конечно, золотое время паровозов кануло в лету, но романтика осталась. Стук колес, пронзительный свисток и мерное покачивание вагонов рассказывают о давно минувшем, но осязаемом прошлом.


XS
SM
MD
LG